05.02.2014 / Культура

Бородатый мальчик живет в каждом взрослом

Актер, режиссер и сказочник Борис Драгилев посетил Мурманск

- Я не всегда был такой, когда-то я был маленьким, - этими словами Борис Драгилев, он же дядя Ботя, начинает свой моноспектакль «Сказки про глупых взрослых» и дарит зрителям полтора часа детства. В минувшие выходные в доме молодежи «Мистер Пинк» он два вечера подряд помогал зрителям вспомнить стишки и табуретку, страшилки в летнем лагере, игры после школы. А еще помог посмотреть на взрослые проблемы взглядом ребенка, чтобы посмеяться над ними и над собой.

Для сценического перевоплощения актеру почти ничего не требуется: только оранжевая рубашка и зеленый шарф. Чтобы создать для зрителя эффект неких приятельских, соседских посиделок, сказочник переобувается в домашние тапочки, взъерошивает рыжие волосы - и вот он - взрослый дядя Ботя, который снова становится ребенком. А зал слушает рассказы и стихи эдакого бородатого мальчика.

- В спектакле я играю себя взрослого, который рассказывает о своем, я бы даже сказал, о нашем детстве. Ведь в сказках мы имеем дело с ситуациями, в которых был каждый. Прийти в магазин и попросить что-то у продавщицы, выйти к доске отвечать - это же так страшно, когда ты маленький, - объясняет Борис. - Моя задача - вытащить зрителя из повседневной жизни, погрузив в атмосферу беззаботности, когда понимаешь, что впереди еще вся жизнь. Это, наверное, и не спектакль в чистом виде, а некий терапевтический сеанс, на котором я помогаю аудитории сохранить в себе ребенка. Он полезен и для меня. Я после него чувствую себя моложе.

Спектаклю уже 4 года, и во всех городах он идет с неизменным успехом. В его основу легли сказки писательницы Камелии Санрин, которая повествует о том, как ребенку живется в мире взрослых. Он познакомился с ее творчеством в Интернете, записал одну из сказок на диктофон и тоже выложил в Сеть. Запись пересылали друг другу те, кому она понравилась, а спустя какое-то время она вернулась к ее автору от приятеля. Тогда Борис понял, что это знак. Сначала он рассказывал эти сказки друзьям, потом на творческих вечерах. Постепенно все вылилось в целую программу, Борис придумал историю, соединяющую их, дополнил собственными детскими стихами, воспоминаниями, и получился спектакль.

Его герои - привидения, которые не верят в маленьких девочек, мальчик с отвинчивающейся крышкой черепа, чтобы туда можно было положить знания, злая продавщица, дочка-перфекционистка и мама-растяпа, по рассеянности насыпавшая яду в суп. Поскольку это сказки, все в них заканчивается хорошо, несмотря на масштаб проблем и порой абсурдность ситуаций. Дети находят ответы на недетские вопросы: как заставить маму перестать изменять папе или что делать, если папа любит наряжаться женщиной? А главное, аудиторию совершенно не смущает, что на сцене находится всего один человек. Дядя Ботя ни на минуту не теряет контакт с залом, да и зрителя вряд ли что-то сможет отвлечь от происходящего на сцене.

Решиться уйти в одиночное плавание, гастролируя с моноспектаклем, для Бориса Драгилева было довольно просто.

- В детстве я хотел изменить мир и решил начать с того, что подмел пол дома. Сижу и радуюсь тому, какой я хороший. Потом приходит мама, видит, как чисто, и вдруг просит подмести еще и в прихожей. А это мне уже не очень понравилось: только что я менял мир сам, а теперь мама захотела его изменить, но моими силами. Мы так не договаривались! - с улыбкой вспоминает Борис. - Вот и в театре и кино я рассказывал зрителю то, что требовал режиссер, менял мир по чьей-то задумке, а хотелось-то самому.

И он стал сам себе режиссером, продюсером и актером. Сначала спектакль шел почти три часа, но потом Борис решил, что это очень долго, разделил его на две части. Так появились «Сны смешных человеков» - еще один спектакль, в котором уже только сказки, написанные самим рассказчиком. В нем за основу взяты ситуации и сюжеты хорошо известных литературных произведений. «Обломов» превратился в «Сказку про ленивого мальчика», «Ромео и Джульетта» - в «Между домами была напряженность». Эти истории вряд ли научат чему-то новому, ведь в них заложены простые истины, вечные ценности. Только ведь не у всех, к сожалению, есть желание читать огромные тома произведений классиков. Вот Борис и раскрывает их смысл простыми словами с детской непосредственностью и прямотой. О не менее серьезных вещах - смысле жизни и смерти - он весело рассуждает в спектакле по стихам Александра Введенского «Кругом возможно ох».

- У меня еще есть проект «Правила жизни от детей», где я беру интервью у взрослых, прошу рассказать истории из детства, - говорит Борис. - Сначала думал, что оттуда наберу воспоминаний, которыми дополню спектакли, но потом понял, что из этого нужно делать отдельный проект.

Так что быть сказочником дядя Ботя собирается еще долго - сюжетов ему не занимать. А самое важное, спектакли помогли ему найти ответ на вопрос, когда же заканчивается детство. Говорит, детство - это беззаботность, а когда начинаются заботы - оно проходит и забывается. Главное - чтобы не ушло насовсем, вот он и напоминает взрослым сказками, как мальчиков в садике заставляли надевать колготки под шорты, девочки спали с игрушками, а на обоях было 18 синих и 19 белых полосок...

Анна ВИХРОВА.

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.02.2014

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня