17.06.2014 / Культура

Выбор матери - судьба сына?

В театре Северного флота состоялась премьера спектакля по пьесе Йосефа Бар-Йосефа «Элькино золото, или Еврейское счастье». В этом сезоне спектакль сыграли всего три раза, причем два первых представления были, скорее, разминочными: артисты не вошли в должный ритм, трудно давался языковой «одесский» колорит. Но третий спектакль без обиняков можно назвать успехом народного артиста России, главного режиссера театра Юзефа Фекеты. Все состоялось! «Элькино золото» вобрало в себя все излюбленные приемы постановщика, в нем высказаны главные художественные идеи. Почерк мастера узнаваем, спектакль меж тем свеж и в чем-то по-настоящему оригинален.

«Элькино золото» - о традиционных еврейских ценностях. В центре внимания - «мамочка» Элька Валер, всю свою жизнь посвятившая сыновьям - старшему Арону и младшенькому, достигшему, однако, тридцатилетнего возраста, Песаху. Легенд и шуток о еврейских семьях ходит по белу свету немало. А еврейская мать - пример для подражания многим, дети у нее никогда не останутся голодными, неухоженными. Она знает все их секреты и обязательно позаботится, чтобы выгодно «пристроить» любимых отпрысков: женить на порядочной девушке, такой же заботливой, как она сама.

Режиссер Ю. Фекета и его артисты решили, что эта пьеса написана обо всех матерях. Постановщик признается: держал в голове мысль о том, что Элька Валер - образ мировой Матери. Флотчане даже позволили себе чуть переиначить финал пьесы. В уста исполнительницы главной роли, величественно возвышающейся на фоне звездного неба, вложена по-одесски остроумная и весьма емкая фраза: «Когда Бог спит, его заботы о детях берут на себя матери». Публика благодарно аплодирует пафосу спектакля.

Однако прийти к семейному согласию непросто, тем более когда во взаимоотношения близких людей вмешиваются… деньги. И не просто купюры - золото! Именно за ним - фамильным золотом Валеров - и вернулся из далекой Америки в провинциальный городок старший сынок Арон. Золотишко у матери должно быть! Она ведь не раз рассказывала им с братом чудесную историю, что во время войны дядюшка на кладбище закопал клад. Под одним очень приметным деревом. Правда, дело было к ночи, смеркалось… Но дерево еврейская семья запомнила хорошо.

Наверняка золото давно выкопали, и мать прячет сокровище среди своего магазинного хлама. Хлама - пруд пруди, ведь «Элька и сыновья» - компания по продаже подержанного имущества. Художник областного драматического театра Наталья Авдеева не поскупилась и вытащила из всех декорационных запасников пеструю рухлядь, более или менее колоритно расположив ее на сцене. Правда, для кого рухлядь, а для кого -

родные с детства вещицы. Подышать воздухом милой старины, отогреться душой у старомодной настольной лампы, возлечь на изъеденную молью, с торчащими пружинами кушеточку приходит в магазинчик Валеров старый больной еврей (Покупатель - Н. Наводворский). В игре опытного артиста прочитывается трогательная ностальгия по утраченному раю. Еще, казалось бы, так недавно - детство, матушка, защищенность, теперь - старость, болезнь, предстоящая тяжелая операция. И не холодильник нужен Покупателю - иллюзия заботы, внимания к себе, нежности.

Однако вернувшийся из-за океана Арон грубо и недвусмысленно заявляет матери, что пришел «ограбить» ее ради якобы успешного бизнеса. А младший Песах вдруг ни с того ни с сего пренебрег советами матери относительно выгодной женитьбы на косой, хромой, но «порядочной девушке» и… влюбился в мать-одиночку Малию.

Это ли не конец света? Допустить крушение планов счастливой личной жизни Песаха мать не может. Отныне Малия - злейший враг! Старшему «грабителю» тоже дается мощный отпор! Чем о фамильном золоте печься, лучше бы наладил отношения со своей законной супругой - тоже выбранной, кстати, заботливой матушкой - болтливой «идиоткой» Лили (смелая, характерная роль С. Маковской ). В доме начинается сущий кавардак. Искренность вступает в поединок с расчетом. Что возьмет верх? Надо сказать, новая постановка Юзефа Фекеты не столь однозначна, как может показаться на первый взгляд.

Постановщик, правда, находится под влиянием своей излюбленной темы: мать в доме - хранительница очага, устоев. Об этом у него, если помните, и «Каменное гнездо», и «Пер Гюнт». Матерям в спектаклях театра часто приходится туго: дети стремятся выйти из-под контроля, сыновья выбирают себе избранниц по сердцу, вот в чем беда. Но беда ли? Или право детей на свободный выбор? Решать - публике. Зрители становятся свидетелями непростых семейных драм. На площадке разгораются темпераментные и такие знакомые всем скандалы - дух захватывает! Но из-за чего они? Из-за денег? Или из-за любви?

Элька Валер не зря беспокоится. Вопрос денежный решится сам собой: денег просто нет. А как быть с «заразой» простодушной влюбленности? А ведь в захламленный чужими вещицами дом проникло, как весенний ветерок, именно это чувство. Оно появилось на пороге в образе простенькой рыжеволосой Малии (Ю. Блохова) с ребеночком на руках. Трогательный малыш настойчиво требует к себе внимания. И в нем уже души не чает всегда молчаливый, погруженный в свои думы и столярное ремесло Песах. Актеру Алексею Гудину удалось создать образ застенчивого еврейского «мальчика», в чуть коротеньких брючках, черной жилетке, шапочке на затылке. Прелестный маменькин сынок... Но, видимо, пришла пора самому выбирать свой путь. И сердце Песаха выбрало женщину с ребенком. И не потому даже, что влюбился в Малию как в молодую привлекательную женщину. Просто с нею ему легко и свободно: разговаривать, делиться мечтою о далеком плавании на корабле, просто молчать.

По-настоящему, со всей страстью в Малию влюбился и Арон. Сначала по хитроумному плану матушки взялся приударить за ней (пусть Песах узнает изменнице цену!), а потом почувствовал - может полюбить по-настоящему. Дмитрий Пастер замечательно ведет в спектакле линию старшего сына. Он играет молодого человека, раздираемого противоречиями. Да, он опытен в вопросах финансовых сделок, изменяет своей недалекой супруге с каждой подвернувшейся под руку юбкой. Арон - циник и, если угодно, негодяй. Но подспудно и в нем таятся ему самому неведомые силы: тяга к правде, потребность в нежности.

Арон в исполнении Алексея Макарова более прямолинеен, у него «денежная» тема выступает на первый план. Арону - Макарову - кровь из носу - нужны средства на выживание. Арону - Пастеру необходимо душевное равновесие. Если угодно - мир с самим собой, который невозможен без примирения с женой и матерью. А вспышка влюбленности к рыжеволосой Малии стала своего рода «провокацией» человечности, желанного покоя в душе.

А что же золото? Оно, кстати, так и не нашлось. Заветное деревце на кладбище после войны не опознали. Дядюшка до сих пор украдкой роет там землю, но - увы...

Элька вынуждена сводить концы с концами. Хитрости ей не занимать, облапошит любого покупателя - будьте-нате. Об актерской работе заслуженной артистки России Натальи Долгалевой надо сказать отдельно. Роль Эльки Валер в послужном списке актрисы будет на особом счету. Это первая по-настоящему возрастная роль, требующая колоссальных затрат. Под контролем надо держать все: и возраст героини, и характерный говор, и манеру двигаться, разговаривать. Роль Эльки у Долгалевой соткана из разных ниточек. В чем-то госпожа Валер трогательна, в чем-то коварна. Как ребенок, любит мороженое (в холодильнике всегда есть заветный вафельный стаканчик). В битве за счастье Песаха жизнь готова положить, но в то же время не оставит без внимания и чужого, хоть и ненавистного, младенца. С каким материнским опытом прижимает она к себе малыша! Укачивает его так, как укачивала бы своих родных внуков.

Элька в исполнении Долгалевой способна вызвать у зрителей и раздражение своей неприкрытой грубостью, и сочувствие перед шквалом навалившихся проблем, скандалов, пересудов. Но такова жизнь. Такова судьба: всегда до последнего бороться за благополучие своей семьи. Ведь на ней все держалось и держится. И в очередной раз мать спасает своих сыновей. В доме воцаряется мир.

Пьеса Й. Бар-Йосефа - добротная драматургия. Особенно она хороша в центральной своей части: прекрасно выписаны диалоги и монологи. Но финал, не могу не признать, чуть скороспел. Страсти в семье поутихли, но какой ценой... Малия взяла-таки в руки не только ребеночка, но и… ножку от стула, да как грохнет ею по столу! Знай, дескать, наших! И успокоилась Элька: такой воинственной женщине можно поручить недотепу Песаха. Старший сын прозрел, и золото перестало застилать Арону глаза. Нет больших денег - незачем ехать в Америку. Лучше пристальней оглядеться в своем доме и новыми глазами посмотреть на жену Лили. Да, глуповата, чрезмерно говорлива, откровенно говоря, просто несносна. Но ведь и как-то особенно заботлива, внимательна.

Выбор матери - судьба сына?

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Людмила ИВАНОВА, театральный обозреватель

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.06.2014

Назад к списку новостей

Еще по теме

Их сцена манит, как магнит
Пока мы отдыхаем, они работают. Выходные и праздники для них редко оказываются праздными. Но сегодня их черед занять места в зрительном зале, отдохнуть и - принять поздравления. Сегодня - День работника культуры
«Для нас он был Маяковским»
Спорт, семья, литература, путешествия - вот основные темы, волнующие многих. Они же находят отражение в творчестве художников. Не стал исключением и ленинградец Борис Власов
Новый взгляд на вечную тему
Если ваш любимый или любимая не сильны в поэзии, самое время посетить областной драматический театр. Накануне женского праздника здесь подготовили премьеру музыкально-поэтического спектакля с говорящим названием «О любви»
Поморский витязь
В столице Кольского Севера готовится к изданию собрание сочинений замечательного писателя-мурманчанина Виталия Маслова

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,402675,651280,273273,4324
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня