18.10.2014 / Культура

Лучше - «как у всех»?

Уникальный стиль стал неформатом

Фото: Сергей Ещенко

Не так давно в Доме культуры моряков, помещение которого долгое время арендовал мебельный магазин, начался ремонт. Оказалось, что в фойе под гипсокартоном почти двадцать лет скрывались огромные настенные мозаики - от пола до потолка. Неожиданная находка стала поводом для восторженных отзывов, встал вопрос о внесении их в реестр памятников культуры. Только вот, если бы не выселение коммерсантов и не ремонт, мало кто вспомнил бы, что мозаика там вообще была. Ведь за последние пару десятилетий Мурманск лишился уже нескольких подобных интерьеров, которые могли бы сегодня считаться культурным наследием.

Предположительное время создания мозаики - вторая половина восьмидесятых. Автора никто не знает, и сам процесс оформления стен запомнила только старожил ДК моряков, художественный руководитель ансамбля «Радость» Лариса Феоктистова.

На виду у всех гостей Дома культуры мозаика просуществовала до того, как помещение арендовал магазин. Чем не подходило такое художественное оформление стен мебельному, неизвестно. Скорее всего, это можно объяснить словом «неформат». Зачем сохранять какой-то индивидуальный стиль, подстраиваться под него, если можно сделать «как у всех»? Получилось стандартное помещение с аккуратными, но ничем не примечательными офисными стенами и потолком.

- Когда мы приступили к ремонту, здесь везде был гипсокартон, натяжные потолки, - рассказывает заместитель директора областного Дома культуры им. Кирова Андрей Секурцев. - Стали все это демонтировать и почувствовали себя археологами, обнаружившими на раскопках нечто уникальное. Позже мы выяснили, что мозаики такого объема в области больше нет. Каждое панно - индивидуально. А главное, такие изображения не потеряли своей актуальности, ведь в них нет никакой политики и идеологии, что было характерно для искусства того времени. Важно, что мозаика за все эти годы почти не пострадала. Ее пришлось лишь почистить.

Но этот случай скорее исключение. Молодые мурманчане и не знают, что когда-то в Мурманске существовали ресторан «Дары моря» и магазин «Океан», «морским» оформлением которых занимался один из старейших мурманских художников Арви Хуттунен.

- Там были барельеф и роспись в технике энкаустики. Это сложнейшая техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск, - вспоминает директор Мурманского областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Они были посвящены главной теме нашего города - морю, рыбному промыслу. Но этот ресторан и магазин закрылись, сменилось несколько арендаторов. Я хорошо помню, когда там появились первые новые магазины, рельефы еще оставались какое-то время, но потом исчезли. Грустно, что у нас уже есть целый ряд утраченных произведений искусства. Поэтому за то, что просто закрыли мозаики в ДК моряков, а не разрушили, владельцам магазина большое спасибо.

Заслуженный художник России Виталий Бубенцов, который в свое время работал главным художником города, тоже сильно сожалеет, что многое не удалось сохранить. Но сейчас винить кого-то в случившемся, по его мнению, не стоит:

- Существовал целый список зданий, находящихся под охраной. Только ведь время было непростое: много проблем, не до мозаик было, не до искусства. Когда все более или менее наладилось, спохватились, но оказалось уже поздно. А сегодня другая философия оформления - создавать что-то новое, уникальное не стремятся, везде универсальный офисный дизайн. И очень трудно представить, что сегодня кто-то захочет заказать для оформления интерьера мозаику или гобелен, как это было раньше. А ведь какие мастера работали над их созданием - Юрий Королев, Геннадий Герасимов, Арви Хуттунен, Эрнст Неизвестный. Были произведения, авторов которых теперь и не вспомнить. И дело даже не столько в художественной, сколько в исторической их ценности.

Еще один пример интерьера, потерявшего свою индивидуальность после ремонта, - «Детский мир». Для некоторых мурманчан мозаики, которыми он был оформлен, стали символом детства.

- Когда я преподавала в художественной школе, рассказывая о монументальной живописи, я говорила, что увидеть ее примеры можно в «Детском мире» и нашем драмтеатре. Теперь сделать это уже нельзя. В магазине ее просто не стало после ремонта, и появившаяся там плитка, на мой взгляд, абсолютно безлика. А в театре мозаики завешаны драпировками. И новые посетители вряд ли догадаются, что под этой тканью работы известного художника-монументалиста Юрия Королева, - продолжает директор художественного музея.

Правда, мурманчане все же помнят о них и просвещают тех, кто не в курсе. Так, на одном из интернет-форумов, где обсуждали очередную премьеру в драмтеатре, речь вдруг зашла не о спектакле, а об интерьере.

«Под драпировкой в фойе, к слову, чудесная мозаика эпохи соцреализма, а драпировка официозная, никакого художественного содержания не несет, разве что звук глушит и пыль собирает», - написала одна из посетительниц форума, и с этим мнением согласились многие.

Вскоре в драмтеатре начнется реконструкция. Почти все деятели искусства областного центра выступают за сохранение мозаик, и если они не впишутся в концепцию театра, их предлагают демонтировать, чтобы после разместить в каком-либо другом учреждении. В этом случае их с радостью принял бы художественный музей. Загвоздка только в отсутствии помещения такой площади, где они могла бы поместиться. Вопрос о расширении музея и передаче ему пустующего по соседству кинотеатра «Родина» не первый год остается без ответа.

- А ведь там могли бы расположиться многие монументальные композиции, - объясняет Ольга Евтюкова. - Это же миссия всех музеев - спасать и сохранять. В городах, которым не одна сотня лет, сохранились храмы, росписи. А Мурманск довольно молодой. Но я считаю, что у каждого города должны быть свои легенды, неразрывно связанные с его историей. Этими легендами у нас как раз и могут стать витражи или мозаики, ведь в них особое очарование времени.

Кстати, если говорить о сохранении дыхания времени, то речь не только о фойе, но и о концертном зале ДК моряков, где тоже был отдел мебельного магазина с тем же гипсокартоном, натяжным потолком и встроенными лампами дневного света. Теперь и там почти завершен ремонт, благодаря которому зрители смогут почувствовать, что это не новострой, а здание с историей.

Потолок и стены - первозданные, на прежнее место вернулась и отреставрированная уникальная люстра, двадцать лет пылившаяся где-то в подвале. Уже в первой половине нового года ДК возобновит работу.

Сначала помещение собираются использовать как дополнительную площадку ДК Кирова и основную площадку ансамбля «Радость». Позже, когда придет пора реконструировать сам Дворец культуры им. Кирова, здесь будут проходить все концерты и мероприятия.

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Анна ВИХРОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.10.2014

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня