29.11.2014 / Культура

Стыд спасет мир?

- Как давно вы начали работу над этим фильмом?

- С тех пор, как впервые испытал чувство стыда, - ответил зрительнице Юсуп Разыков, нынешний худрук «Узбекфильма» и российский режиссер. Говорит он о своем «Стыде», картине, для Севера - важной. На днях мурманчане увидели ее в рамках фестиваля «Северный характер».

История этого показа для нашей газеты - особая. В апреле фильм, законченный в 2013 году, но так и не вышедший в широкий прокат, был показан на виртуальном кинофестивале «Российской газеты». Ленты крутились в Интернете, там же шло зрительское голосование. Но вот посмотреть каждую картину можно было лишь единожды, в часы, отведенные фестивальным расписанием. До и после просмотр блокировался. Нас на онлайн-фестиваль завело любопытство: как-никак, кино снималось в Лиинахамари, задействованы в нем в том числе мурманские актеры, а композиторами стали мурманские же музыканты Екатерина Ефремова и Петр Макаров. После ночного просмотра стало понятно: ленту должны увидеть наши земляки. Это наше кино.

«Мурманский вестник» написал о картине, потом мы рассказали о ней президенту «Северного характера» Светлане Солдатовой. И вот - полный зал, слезы зрителей, улыбающийся автор.

Фабула ленты не может не напомнить о «Курске» - трагическая история субмарины сквозит в подтексте, но сама лодка ни разу не названа. Отвечая зрителям, Юсуп Разыков подчеркивал: хотел от конкретной лодки максимально отойти, тем более что история такая не одна.

- Во время съемок мы разговаривали с местным жителем, бывшим подводником, который рассказал - подобных трагедий было гораздо больше. Он говорил, ему стыдно, что только о «Курске» и «Комсомольце» помнят.

...Женщины, ожидающие мужей, еще не знают, что уже стали вдовами.

«Они там уже четвертый день лежат», - роняет всеведущий «лососевый король» - хозяин рыбофабрики.

«Нет, нет, я - не верю», - отчаянно повторяет одна из героинь.

«Мы забрали это у океана, а он забрал наших», - исступленно шепчет другая, суеверно высыпая в воды Баренцева моря соль из пакетов.

Боль каждая переживает по-своему. И у каждой - свои слезы и свой стыд.

- Стыд - наиболее интеллектуальное чувство человека, - размышляет Юсуп Разыков. - Это массовое ощущение людей, оказавшихся в ситуации, когда не испытывать стыда невозможно. Мы очень старались, правда, избежать формулы «стыд спасет мир», искали более глубоких смыслов. Нам было интересно рассказать о том, что на самом деле история государства и человека не пересекаются. По крайней мере, в такой стране, как наша.

Спорное утверждение? Возможно. Но пристально глядя на экран, видишь людей - узнаваемых, типичных, которые и впрямь живут, словно сами по себе. Нет, это, конечно, государство забросило их в богом забытый поселок, но с тех пор вряд ли вспоминало о существовании крошечного мирка.

«Мы мужьям нужны, детям своим нужны, родине нужны! - заклинает бьющуюся в истерике товарку Валентина, председатель женсовета. А потом, сама же дав слабину, проговаривает в пустоту: - Нам нужна война. Без войны мы никому не нужны...»

- Я узнал, что в Лиинахамари раньше было 12 с половиной тысяч населения, а теперь ведь от силы 400 человек наберется, - размышляет Разыков. - Это же гигантская обида, боль... Целая цивилизация исчезла.

Режиссер тут же сам себя перебивает, говорит, меньше всего хотел снять нечто публицистическое, хотя, конечно, от этого никуда не денешься. И все же - не про страну, а про людей его «Стыд».

- Я хотел рассказать частную историю человека, главное для которого - чувство стыда. У героини чувство вины перед умершей матерью, и это начало всего. Она ведь никому ничего плохого не сделала в фильме, разве что переспала случайно с этим «лососевым королем». А так старается делать только добро - едет за лекарствами для чужого ребенка, делает уколы... Да, не с праздничным лицом делает все это, но старается стать своей в этом мире. И не может.

Автор сценария - Екатерина Мавроматис - в известной степени рассказывает свою, личную историю. Она выросла в маленьком гарнизоне, правда, не приморском. По словам Разыкова, сценарий года три валялся на полке, пока на него не наткнулся он.

- Как только я его прочитал, в считанные дни решил вопрос, мой продюсер его выкупил, и мы начали работу. Конечно, все северные детали - собака, северное сияние - это мое, все эти нюансы. Для меня вообще атмосфера - главное.

Собака, о которой говорит автор, - чудная голубоглазая хаски, которая ночи напролет воет, чуя смерть. Комендант (актерская удача мурманчанина Виктора Смолькова) в итоге пристреливает ее, чтобы жены не сходили с ума от страха за тех, кто в море. Но это уже никого не спасает. А северное сияние - финальная сцена фильма, когда героиня понимает: даже на Севере, не ставшим ей родным, есть свет.

К слову, весь съемочный процесс занял всего 21 день. В Лиинахамари киношники провели осень 2012 года. Говорят, как раз сейчас - ровно два года, как закончили работу. До этого, правда, долго колесили по поселочкам на побережье, были и в Видяеве, и в Териберке, но все не то. В Лиинахамари их с последней надеждой отправил Сергей Ершов - председатель регионального комитета по культуре. Приехали - и остались. Совпадение было полным.

Кстати, из-за того, что снимали «натуру» без прикрас, из-за точных до запаха подъездов, лестничных клеток, иные из авторов комментов на сайте онлайн-фестиваля «РГ» бросали осуждающе: «Чернуха...» Но ни один из пришедших на фестивальный просмотр северян о подобных впечатлениях ни словом не обмолвился. Слезы - были. Аплодисменты - тоже.

- Знаете, я был готов к тому, что военные, скажем так, не всегда могут позволить себе говорить то, что думают, - есть идеология, есть приказы, есть дисциплина. Но люди «с большими звездами», которые видели фильм, говорили мне: «Все - правда», - признается Разыков.

Почему же фильм не увидеть в прокате? Нет, причина тому не политика или цензура. Причина - деньги. «Другое» кино не так уж выгодно крутить на большом экране. Поэтому семь тысяч зрителей, которые уже видели картину, - это аудитория фестивальных залов. И российских, и европейских. То, что россияне, особенно те, кто хоть единожды бывал в гарнизонах, видят на экране знакомую натуру, понятно. А вот что привлекает западного зрителя?

- Эстетика, - отвечает режиссер. - Когда мы получали приз Европейской ассоциации кинокритиков, о фильме было сказано, что в нем переживания античной трагедии...

Картина вошла в программы всех Дней российского кино в разных странах мира, а еще показывают ее в рамках благотворительных проектов. Так, посмотрели ее даже заключенные.

- В воронежской зоне в первом ряду оказался человек, который когда-то служил в Печенге, - делится Разыков.

Он всегда старается сопровождать фильм в путешествиях и дорожит прямым контактом со зрителями. Так что искренне радовался возможности показать «Стыд» у нас. Вдвойне радовался:

- После того как мы закончили съемки, я три недели не мог прийти в себя, - делится он. - В таких ситуациях иные уходят в запой, но я таких состояний не люблю, так что просто маялся. Был недоволен фильмом, актрисой - всем. А потом понял: просто хочу вернуться.

Фото:
Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.11.2014

Назад к списку новостей

Еще по теме

В Музее истории города Мончегорска начинает работу передвижная выставка

«Мурман – берег надежды. История колонизации 1840-1940»

Их сцена манит, как магнит
Пока мы отдыхаем, они работают. Выходные и праздники для них редко оказываются праздными. Но сегодня их черед занять места в зрительном зале, отдохнуть и - принять поздравления. Сегодня - День работника культуры
«Для нас он был Маяковским»
Спорт, семья, литература, путешествия - вот основные темы, волнующие многих. Они же находят отражение в творчестве художников. Не стал исключением и ленинградец Борис Власов
Новый взгляд на вечную тему
Если ваш любимый или любимая не сильны в поэзии, самое время посетить областной драматический театр. Накануне женского праздника здесь подготовили премьеру музыкально-поэтического спектакля с говорящим названием «О любви»

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,241675,707578,225873,3426
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня