24.09.2015 / Культура

Живопись плюс резьба

Фото: Светлана Наглис

Незадолго до открытия своей персональной выставки художник Ирина Ситдикова провела мастер-класс по рисованию в технике граттаж. Те, кто на него попал, смогли взглянуть на ее работы другими глазами.

Брежнев с изнанки

«Граттаж» - звучит красиво и загадочно. Хотя это французское слово в переводе означает «царапать» или «скрести». Именно таким способом - процарапыванием бумаги, покрытой тушью поверх воска, и получаются рисунки, которые еще называют воскографией.

Надо сказать, что проводить мастер-классы Ире Ситдиковой не впервой - она легко делится со всеми желающими своими знаниями, иногда помогая осуществить давнюю мечту. Ведь многие люди, тяготеющие к искусству как зрители, в глубине души хотят научиться создавать что-нибудь красивое. Хотя бы попробовать...

На занятие нас таких собралось шестеро - с навыками в рисовании от ноля и чуть выше. Однако Ирина начала с того, что заявила: главное - не бояться. Да, это непростая работа, но зато результат должен вас порадовать.

Мы подготовились: принесли жесткие плоские кисти, гуашь, акрил и рисунки, которые должны стать сюжетами будущих картин. Хозяйка раздала каждому листы ватмана подходящего размера и объявила, что сегодня мы попытаемся освоить цветной граттаж. Поэтому сначала должны подумать о цвете, который будет просвечивать на последнем этапе работы. Затем - сделать набросок карандашом. В общем, сначала живопись, а потом резьба.

- Вообще-то во времена СССР граттаж носил название «резьба по бумаге», - рассказала Ситдикова. - И лучше всего для такой работы подходила мелованная бумага. Правда, это была большая редкость, но художники быстро приспособились. Например, скупали политические плакаты с портретами Брежнева и других вождей. Их печатали на бумаге очень высокого качества, и обратная, чистая, сторона как нельзя лучше подходила для граттажа.

Прикоснись к красоте

Под Ирины рассказы мы наносили на бумагу цветные пятна и полосы гуашью - раскрашивали карандашные эскизы, готовили подложку для будущего цветного рисунка. Пожалуй, это была самая простая часть работы, потому что едва краска высохла, пришлось натирать весь лист воском. Мы использовали для этого свечи, которые Ситдикова привезла из Финляндии. Оказывается, они для натирания подходят лучше, чем наши: воск ложится тонким ровным слоем. Главное - не оставлять пропусков, тщательно, сантиметр за сантиметром делать лист гладким и блестящим. Работа требует времени, терпения и аккуратности.

А завершилась подготовка листа закрашиванием поверхности. Раньше, как пояснила Ира, смешивали тушь с мылом, но она использует другую смесь - черную гуашь смешивает с акрилом и добавляет немного туши. Такой краской мы вначале прорисовали контуры будущего рисунка, чтобы в дальнейшем был ориентир, и дали ему просохнуть. А затем весь лист покрыли черной смесью, накладывая ее менее густо.

И вот, когда краска окончательно высохла, началось самое интересное и трудное: процарапывание рисунка. В зависимости от того, какой штрих ты хочешь получить, выбираешь нож-скребок нужной толщины и заточки. Их принесла с собой Ирина - в ее арсенале их множество, и все самодельные. С первых же штрихов-царапин постепенно увлекаешься процессом, а он довольно долгий. А когда на листе начинает просвечивать нечто похожее на твою задумку и появляется уверенность, что ты можешь!

Ирина переходит от одного ученика к другому, ненавязчиво дает короткие советы, иногда берет скребок, чтобы показать, как будет лучше… Так незаметно прошли три часа. И за это время мы поняли, что граттаж - это трудно, долго, волнительно, но увлекательно и очень красиво. И каждая ушла домой со своей работой, которая будет напоминать о том, что мы все-таки слегка прикоснулись к созданию красоты и стали лучше понимать труд художника.

Художник любит, и это видно

После мастер-класса я еще раз прошлась по выставочному залу «Галереи «М» - здесь недавно открылась персональная выставка члена Союза художников Ирины Ситдиковой. 50 работ (графика), выполненных за последние семь лет, объединены названием «Земля Тре» - огромный труд автора и необычайно красивая иллюстрация края, где мы живем.

Ирина - анималист. Она говорит, что очень любит животных, восхищается их красотой и грацией, и это видно по ее работам. Уже несколько лет она иллюстрирует издания Кольского центра охраны дикой природы – «Терские поморы», «Рисунки Канозера», альманах «Земля Тре». Работы Ситдиковой хранятся в Мурманском областном художественном музее, музее истории изучения и освоения Европейского Севера России, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Светлана НАГЛИС, Апатиты

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.09.2015

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,922776,077778,545974,4264
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня