10.10.2015 / Культура

Фотопесня о Питере

Фото: Сергей Ещенко
Николай Пикалов

Купола Исаакиевского и Казанского соборов, набережные Мойки и Фонтанки - эти и другие виды центра Северной столицы можно увидеть на фотовыставке «Мистерия Петербурга», открывшейся в областном художественном музее. Кто-то подумает: «Зачем? Этих панорам Питера в избытке почти у каждого мурманчанина в альбомах». А вот и нет. Конечно, в экспозиции присутствуют кадры, сделанные, что называется, на земле, но добрая половина работ - с высоты птичьего полета.

Автор, известный художник-реставратор Михаил Пикалов, снимал виды Санкт-Петербурга в процессе реставрации того или иного памятника архитектуры или пока шел домой или из дома. И делал это не на «цифру», а на пленку.

- В том, что вы видите, нет никакого фотошопа, - рассказал сын фотографа Николай Пикалов. Самого мастера не стало в 2004 году. - Благодаря пленке и ручной работе при переносе изображения с негатива на бумагу, а она не всякая подходит, мы используем только определенную марку, тона становятся более пастельными. Это придает фотографиям сходство с картинами.

Действительно, рассматривая экспонаты, порой так и хочется прикоснуться, потереть изображение рукой - настолько иная фотография похожа на картину, написанную маслом.

Михаил Пикалов взял в руки камеру поздно - в 47 лет. И начал снимать любимый и ставший ему родным Петербург (реставратор родился и вырос в деревне в Краснодарском крае, в Северную столицу приехал учиться - окончил философский факультет). Запечатлеть знакомые многим виды, но с необычных точек ему помогала работа: создав реставрационную фирму, он трудился над восстановлением всех основных питерских храмов, церкви Успения Богородицы подворья Оптиной пустыни, Спасо-Преображенского собора Валаам-ского монастыря и церкви Святого Георгия в Старой Ладоге. Он вел работы в зданиях Государственного Эрмитажа, Кунсткамеры, Юсуповского дворца. Длительным и плодотворным было сотрудничество Пикалова с Русским музеем.

Фотохудожнику помогло то, что он жил в самом центре Петербурга, на работу ходил пешком или ездил на велосипеде и по пути мог остановиться, достать камеру и сделать кадр.

- На открытии своей выставки отец радовался, как ребенок, - поделился воспоминаниями сын художника. - Он считал, что творчество нужно доносить до людей, хотел поделиться красотой Питера со всеми.

«Мистерия Петербурга» - это 80 работ, и все они поместились в большом зале художественного музея. Как заметил Николай Михайлович, такое случилось впервые.

- У вас поистине уникальный зал. Мало того, что вся выставка поместилась, так еще и немного свободного места осталось, - сказал он. - Обычно нам приходится

20-30 работ оставлять в запасниках. А в Севастополе даже вешали фотографии в три ряда.

Каждая фотография оформлена в паспарту. При жизни автора они находились в рамах под стеклом, которое периодически билось, и его нужно было менять. Впоследствии отец и сын нашли более подходящий вариант - алюминиевый багет, который удобен в перевозке и использовании.

- Михаил Пикалов был человеком талантливым и эмоциональным. Благодаря специфике своей работы он имел возможность подниматься высоко над землей и делать панорамные снимки, и в результате каждая фотография - это песня, песня о Петербурге, - присоединилась к разговору директор музея Ольга Евтюкова. - Уверена, эту выставку посетят многие мурманчане. Те, кто знаком с Северной столицей, насладятся ее видами, а кто ни разу не бывал в этом чудесном городе, разделят восторг художника.

Чтобы увидеть экспозицию, посетителям необходимо будет пройти по кругу. Работы размещены определенным образом, по парам, с учетом световой и цветовой гаммы, времени года, изображенного на них. С первыми же кадрами мурманчане окажутся в питерской зиме, это любимое время года автора. Кстати, ни под одной фотографией вы не найдете название - их просто нет, поскольку звучали бы они довольно банально: «Вид с Исакия», «Вид на Исакий»... Хотя Николай Пикалов и печатники придумали имена практически для каждой работы, используют их в разговорах между собой.

- Вот эта, к примеру, «Метель». Было сделано множество ее экземпляров, часть из которых, штук десять, отец подарил своей приятельнице, Наталье Дементьевой, бывшему министру культуры РФ, а она, в свою очередь, дарила их своим зарубежным партнерам, - рассказал Николай Пикалов. - Кадр с грифоном на Университетской набережной мы любовно называем «Лёва», он же попал и на афиши выставки.

Несмотря на узнаваемость изображенных мест, каждая фотография заставляет остановиться около нее, внимательно вглядеться в детали. Так, создается впечатление, что несколько работ - черно-белые, та же «Метель». Но стоит посмотреть повнимательнее, и можно заметить, что горит светофор, машины разных цветов. Это питерская погода создала эффект двуколора.

Другая фотография, с неофициальным названием «Достоевский», довольно мрачная, сделанная со Спаса на Крови. Можно подумать, что это сепия, однако она цветная, автору повезло запечатлеть редкое состояние неба, плюс мороз и пар добавили эффект.

С соседним кадром, на котором вид с Казанского собора на Спас на Крови, связана интересная история. Главный инженер памятника, увидев его, поинтересовалась у Михаила Пикалова, почему он включил изображение храма Василия Блаженного в выставку, посвященную Петербургу. Настолько неожиданно и непривычно смотрится один из символов Северной Пальмиры, что даже человек, работающий в нем и не единожды видевший, не узнает.

Хотите увидеть Эрмитаж, зеркально отраженный в спокойной Неве, что происходит с водой очень и очень редко, ведь в этом месте постоянный ветродуй, и расходятся Малая и Большая Нева? Или Медного всадника, почти полностью усыпанного снегом, или взлетающую ракету в снежной дымке (на самом деле это шпиль Петропавловской крепости)? Тогда - на выставку! Она будет работать до 8 ноября.

Кстати, на выставке мурманчан ожидает загадка. Точнее, две. Как рассказал Николай Пикалов, на двух фотографиях Петербург изображен зеркально. Причем одну из них сын художника увидел сам, когда начал работу над книгой, посвященной жизни и творчеству отца. А вторую обнаружил дизайнер, и Николай Михайлович очень удивился, что сразу не заметил ошибку, ведь ездит мимо этого места каждый день. Тех северян, которые смогут увидеть неточности, ожидает подарок.

Екатерина АНДРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 10.10.2015

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,587175,182577,528072,9524
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня