31.10.2015 / Культура

Не звуковой поток, а ледокол

В областной филармонии обещают интеллигентный эпатаж

Фото: Лев ФЕДОСЕЕВ

Афиши областной филармонии обещают, что на завтрашнем концерте нового международного проекта можно будет услышать шедевры мировой классики, современную норвежскую музыку и русский авангард. Незадолго до этого события нам удалось встретиться с дирижером Владимиром Онуфриевым, под управлением которого и выступит сводный оркестр. Он рассказал, что за столь формальным определением программы кроется нечто большее: преломление света в звуке, интеллигентный эпатаж и даже музыкальный удар по голове кувалдой.

В проекте принимают участие музыканты Архангельского государственного камерного оркестра, Мурманского филармонического оркестра и ансамбля «Arktisk Sinfonietta» из Тромсё. Инициатива создания такой «сборной» исходила от скандинавов, а именно от руководителя «Arktisk Sinfonietta» Стена Ивара Фрюденлюнда, предложившего сотрудничество Владимиру Онуфриеву как художественному руководителю архангельского камерного оркестра. Тот охотно согласился на интересный эксперимент, ведь программа намечалась особенная. Владимир Михайлович рассказал, что Стен Ивар сравнивает этот проект с ледоколом, который одновременно раскалывает и лед, возникающий межу нашими странами, и лед недоверия к непривычному звучанию у слушателей.

Первоначальные планы были более масштабными. Мурманские музыканты собирались приехать в Архангельск и там готовиться к первому выступлению. Тогда в заполярной столице им хватило бы короткой репетиции.

Но совместить расписание, чтобы всем было удобно, оказалось не так просто, даты менялись несколько раз. Финансы тоже сыграли не последнюю роль, ведь прилететь в другую область на несколько дней ради репетиции довольно накладно. В общем, на старте проекта пришлось обойтись без мурманчан.

Первыми программу услышали ценители музыки из Архангельска и Северодвинска. Оба концерта прошли с большим успехом, что, как ни странно, сильно удивило дирижера.

- Я думал, что наша аудитория более консервативна. Но, когда мы сыграли для нее довольно смелые вещи, она откликнулась, - признался Владимир Онуфриев. - И теперь мне интересно, какая же реакция будет у мурманской публики. Некоторые наши коллеги поделились мнением, что здешний зритель предпочитает проверенные произведения, классику, а вместо этого мы привезли вам нечто новое и очень любопытное.

Самое главное среди этого «нового и любопытного» - концерт для фортепиано и камерного оркестра Александра Мосолова - композитора, который известен авангардным периодом своего творчества. Солировать здесь будет лауреат международных конкурсов Сергей Главатских.

Владимир Михайлович предупреждает, что это действительно ярчайший авангард. Но отмечает, насколько важно, чтобы под этим словом люди не подразумевали какофонию:

- Эта музыка очень четко организована, и в ней есть некая музыкально-драматургическая коллизия, где форма совершенно не соответствует содержанию. После концерта многие зрители говорили, что звуковой поток сметал все на своем пути. Некоторые его произведения - настоящий удар по голове кувалдой для публики, эпатаж, но эпатаж интеллигентный.

Услышать концерт Мосолова для фортепиано и камерного оркестра стоит хотя бы из-за его истории. Его рукопись была утеряна в желтом чемодане композитора и почти через полвека чудесным образом ее обнаружили в Европе.

Постоянные гости филармонии наверняка помнят, что в 2010 году архангельский камерный оркестр и музыканты из Норвегии уже выступали в Мурманске на одной сцене.

- Реализовать тот проект тоже было непросто. Но мы сумели, дав в общей сложности семь концертов - три в России и четыре в Норвегии. А произведение мы выбрали непростое - 14-я симфония Шостаковича. Это была смелая заявка, - вспоминает дирижер. - Тогда выбранная нами музыка была намного сложнее для восприятия, чем та, которую мы будем играть сейчас. Ее смогут понять и люди без музыкального образования.

Норвежцы «Arktisk Sinfonietta», которые специализируются на новой музыке, представят на суд публики произведение для камерного оркестра и вибрафона с названием, которое на русский переводится как «Гадание на зеркалах». С первых секунд зрителей обещают погрузить в магическую и мистическую атмосферу, показать игру света в музыке.

Не стоит опасаться, что вы можете не понять всех тонкостей. Во время концертов Владимир Михайлович нередко помогает зрителю сориентироваться. Хоть он уверен, что рассказывать музыку - дело неблагодарное и чаще всего ненужное, потому что у каждого человека свое восприятие и не стоит ему мешать, но считает, что об этой программе говорить нужно.

- Зал обязательно услышит произведение современного норвежского композитора Майи Ратхе. В 2011 году она написала квартетную пьесу «Сказ о свинце и замерзшем свете», которую потом переделала для струнного оркестра. Это был ее отклик на трагические события в Осло и на острове Утойя, когда от рук террориста погибли десятки молодых людей. На этой пьесе наши скандинавские коллеги особенно акцентируют внимание. Сочинение написано очень современным музыкальным языком, там использованы почти все возможные приемы игры на струнных инструментах, - рассказал Владимир Онуфриев. - Будет два сочинения, которые знакомы публике и приятны слуху. Это не так часто звучащая на концертах сюита вальсов Шуберта, которую композитор Эдисон Денисов инструментовал для ансамбля, по составу очень похожего на наш. А еще будут «Музыкальные вечера» - сюи-та в пяти частях по Россини англичанина Бенджамина Бриттена.

После выступления в малом зале областной филармонии (бывшем ДК моряков) музыканты отправятся в Норвегию. Их уже ждут в Киркенесе и Вадсё.

Анна ВИХРОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 31.10.2015

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,587175,182577,528072,9524
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня