09.02.2016 / Культура

Высокопродуктивные морфемы

Как супер-, мега-, ультра-, экстра-, гипер-, сверх- заполонили нашу речь

Морфема - это наименьшая значимая часть слова. Корень, суффикс и окончание знакомы нам со школы. А вот удивительные приставки, которые сегодня так популярны и слишком часто используются в речи, - предмет рассуждений.

Современное словообразование - для ленивых. Это мое ненаучное мнение. Доказать вам это я легко смогу.

Смотрите. Простой пример - активизация префиксов, то есть приставок, с оценочной семантикой, то есть значением. Интенсивность качества, признака, высокую степень чего-либо легко выразить, прибавив к прилагательному префиксы гипер-, мега-, супер- и прочие. Красивое платье? - Нет, оно мегакрасивое! Приятный мужчина? - Да он просто суперприятный!

Разве не для ленивых? Зачем использовать синонимы? Сногсшибательный, завораживающий, притягательный, обворожительный… В моем ряду встречаются не только прилагательные, но суть ясна.

По мнению ученых, такой принцип словообразования продиктован временем, а морфемы активизируются именно те, которые имеют социальную и/или культурологическую значимость. Не люблю слово модный, но применительно к этому явлению по-другому и не скажешь. Реклама пестрит кричащими ультра- и мульти-, а язык легко воспринимает и воспроизводит такие конструкции: строятся они легко, мыслительных операций - минимум.

Конечно, все эти приставки в нашем языке существуют довольно давно, но есть мнение, что именно рыночные отношения, острая конкуренция, а как следствие - рекламная война породили подобные кричащие модели, применимые абсолютно к любой части речи, к любой жизненной ситуации, к любому объекту или явлению. Ну и заимствования, соответственно, никто не отменял. Супермаркеты у нас теперь везде и всюду, есть еще гипермаркеты и даже жуткие по звучанию супершопы! Удивительно, но мне встречались и мегасторы, а вот в английском языке поди поищи такое сочетание.

Понятно, что таким образом можно бороться за покупателя, придумывая все новые и новые сочетания, смутно претендующие на звание «придающий выразительность». Превосходная степень рекламируемого товара, каким бы он ни оказался при ближайшем рассмотрении, не в новинку.

Все эти морфемы греко-латинского происхождения архи-, гига-, гипер-, макро-, макси-, мега, мульти-, супер-, ультра-, экстра- создают не слова, а какие-то гибриды, вернее - мутационные существительные, прилагательные, причастия и даже глаголы. Ультраосовременить! Это что за зверь такой? Зато рекламодатель доволен - это же то самое слово, самое говорящее, самое показательное, самое характерное для его проекта/товара/услуги! «Жуть с хвостом», - как говорит один хороший человек.

Но ругать - одно, а хвалить тоже иногда надо. И самой привлекательной и даже спасительно-уместной при детальном изучении стала для меня морфема мульти-. Кажется, что она не перекрывает своей продуктивностью смысл слова. Смотрите.

Морфема мульти- используется в русском языке в составе прилагательных и существительных, добавляя в значение терминов семантический признак «состоящий из множества компонентов определенного вида, обладающий чем-либо в большом количестве». Приятны по звучанию и справедливы по значению и, соответственно, по образованию слова мультивалютный и мультидисциплинарный. Мне нравятся мультивиза и мультимиллиардер. Сюда же, пожалуй, отнесу и мультимедиа. Согласитесь, если об этих понятиях сказать другими словами, то блеск слова уйдет, а если без красивостей - так удобно, логично и лаконично.

В общем, все необычайно и необыкновенно, безгранично, безмерно и крайне перерождаются в супер, ультра и мега! Все красивые и превосходные, любимейшие и наилучшие - в гипер и сверх! Скучно? Думаю, больше да, чем нет. Но не трагично, лишь бы сочетания были обдуманны и легки для восприятия.

Ольга ИВАНОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 09.02.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
59,039669,590074,701573,0245
Афиша недели
Старые сказки на новый лад
Гороскоп на сегодня