21.03.2016 / Культура

"Рада, что наболталась"

Актриса Елена Яковлева встретилась с северянами

Фото: Сергей Ещенко

Минут на 15 мурманская "Атлантика" вновь стала кинотеатром. На небольшом экране, установленном на сцене, северяне в минувшую пятницу увидели отрывки из фильмов "Двое под одним зонтом", "Интердевочка", "Анкор, еще анкор!", "Каменская", "Жуков", "Вангелия". Не надо быть прожженным киноманом, чтобы понять, что объединяет эти ленты. Точнее, кто - народная артистка РФ Елена Яковлева.

Как только на экране появился последний кадр ролика, из-за кулис выпорхнула стройная блондинка в черных брюках и блузе, лодочках на каблуках. Елена Алексеевна прилетела в Мурманск на свой творческий вечер. Послушать любимую актрису и посмотреть на нее в жизни решили многие северяне: в зале не было пустых мест. Свой разговор со зрителями артистка начала с рассказа о детстве, о том, как решила связать свою судьбу именно с этой профессией. Удивительно, но ее монолог ни в коем случае нельзя было назвать каким-то скучным перечислением биографических данных, наоборот, слова актрисы были насыщены юмором и разными смешными историями.

- Это было очень давно, сама смутно помню, но мама с папой частенько рассказывали, - рассказала Елена Яковлева. - Ребенком я посмотрела по телевизору картину "Воскресенье", в которой играла замечательная актриса Семина. Я была маленькая, не совсем понимала происходящее, но ясно было, что женщина сильно расстроена: мужчина ее покинул. Она с глазами-бусинками, наполненными слезами, кидается за телегой, на которой Нехлюдов уезжает, бьется в грязь, кричит: "Не уезжай! Обрюхатил и бросил! Не уезжай, не уезжай!" А мой папа военный, и в скором времени после просмотра фильма отец уезжает на дежурство, говорит: "Пока, доча", а доча, переполненная эмоциями после игры актрисы Сёминой, понимая, что должна что-то сделать, кидается к его сапогам, слезы рекой, приподнимает голову, чтобы посмотреть на реакцию родителей: "Не уезжай! Не уезжай!". Лицо мамы стало зеленого цвета, папа тоже побледнел. Ну и я решила их добить и, глядя в глаза отцу, говорю: "Обрюхатил и бросил!" Пауза. По реакции родителей поняла, что дожимать их не надо, они не могут и слова сказать. Тут я встала и сказала: "Перед вами выступала народная артистка Советского Союза Елена Яковлева". С тех пор и стала грезить только об одном - стать актрисой.

Первыми зрителями будущей народной артистки были родители. Когда семья садилась перед телевизором смотреть кино, в первом ряду была Лена, мама и папа - чуть сзади, чтобы наблюдать за своим чадом. Если актриса на экране плакала, девочка тоже. Как вспоминает Елена Алексеевна, она пыталась повернуться немного в профиль, чтобы родители видели ее действия.

- Повторяла происходящее на экране, как обезьяна, - сказала Елена Яковлева. - Кроме как артисткой меня больше и не называли. Профессия хорошая, благодаря ей можно стать и педагогом, и женщиной легкого поведения - любой. Потом мое увлечение переметнулось на книги, выбирала те, в которых главное действующее лицо - женщина. Читала медленно, придумывала, как играть героиню.

Когда пришло время поступать в высшее учебное заведение, естественно, выбор пал на театральный вуз. Однако в институте Харькова, где в то время жила семья Яковлевой, необходимо было знание украинского языка. А Елена им не владела. Поступать в Москву ее не пустили родители: отец стоял в очереди на "Жигули", боялся, что как раз подойдет очередь и денег, которые они дадут дочери для жизни в столице, не хватит на покупку заветного авто.

В результате мама отправила Елену поступать в институт общественного питания на бухгалтерский учет, там был недобор. Однако у дочери еще со школы не было тяги к точным наукам, и в институте она просидела лишь одну пару занятий. Вышла на улицу и увидела объявление о срочном наборе на техника-картографа.

- Не знала, что такое, но решила зайти и спросить, - рассказала Елена Алексеевна. - Оказалось, что нужно рисовать топографические карты. Вообще, техник-картограф - редчайшая профессия, требуется только в пяти городах страны. Мне было легко этим заниматься, потому что училась в художественной школе.

Но и это занятие надоело будущей актрисе, хотя работа приносила немалую прибыль. Она устроилась библиотекарем в читальный зал. Сэкономленные деньги, к слову, пригодились семье: на следующее лето подошла очередь отца на машину. Оранжевые "Жигули" до сих пор стоят в гараже родителей.

Затем Елена заочно училась на библиотекаря и работала в читальном зале. Понимала, что надо будет ехать в Москву, опять копить деньги, и перешла работать комплектовщицей на радиозаводе.

- Перед поступлением я рассчиталась, получила отпускные, вышла приличная сумма, - продолжила Елена Алексеевна. - Это был 1980-й год, время перед олимпиадой. Москва - огромный, чистый, красивый город. Спортсмены еще не приехали. В продуктовом магазине - финская салями, нарезанная тоненько. Частенько ее ела.

Поступать Елена решила в ГИТИС, государственный институт театрального искусства. Школа-студия МХАТ не вызвала у нее доверие, хотелось получить высшее образование в заведении с громким названием. На предварительном просмотре, естественно, будущая студентка показала свой коронный номер - монолог Катерины Масловой из "Воскресенья".

- Упала под стол перед экзаменационной комиссией, больно ударилась коленкой, и слезы сразу полились, - вспомнила Елена Яковлева. - Потом прочитала басню "Ворона и Лисица". Рядом стоял стул, решила, что когда буду произносить слова Вороны - вспрыгну на него, а Лисы - на полу. Я же готовая артистка, поэтому все придумала сразу. Как только произнесла слова "На ель ворона взгромоздясь...", запрыгнула на стул, а не знала, что мебель старая, неожиданно сидушка выскочила, и я провалилась в дырку. Вот так, в образе Вороны, с торчащими ногами и головой, просидела до конца басни. Хохот стоял гомерический.

Естественно, такой талант не смогли не заметить, и пригласили Елену Яковлеву сразу на конкурс, без дальнейших предварительных туров. В финальном испытании актриса снова покорила преподавателей и была зачислена в ГИТИС. В 1984 году, когда она оканчивала вуз, в театры не принимали иногородних - лимит прописки был исчерпан.

- На меня обращали внимание режиссеры многих театров, даже предлагали оформить фиктивный брак, чтобы я смогла работать, но мне такой вариант не подошел, - сказала актриса. - Однажды мы пошли в "Современник" показывать первый акт "Эшелона": в труппу требовалась актриса с классической русской внешностью. У нас на курсе были две такие. Когда отыграли, Галина Волчек спросила, нет ли у меня какого-то номера. Я ей ответила прямо: "Не надо на меня смотреть, я иногородняя". Через пару дней мне позвонили из "Современника", сказали, что Галина Борисовна хочет меня видеть. Пришла в театр, она мне дала репертуар на март и сказала ходить смотреть спектакли. Ходила каждый вечер, мне все завидовали, тяжело было попасть в "Современник". А через месяц сотрудница спрашивает, когда я принесу трудовую книжку, чтобы мне начислили зарплату. Потом дали красную книжку, что я являюсь актрисой театра "Современник". Не могла поверить, казалось, проснусь, и этого не будет.

Слушать рассказы народной артистки можно было бесконечно. К тому же она сама призналась, что по натуре болтушка, в состоянии разговаривать бесконечно. В одном из городов ее творческая встреча затянулась до полуночи. Поэтому еще в начале вечера Елена Алексеевна попросила зрителей писать записки с вопросами. В первую очередь северян интересовало, почему Елена Яковлева ушла из театра, в котором служила больше 25 лет.

- У нас с Галиной Борисовной было очень много всего, я сыграла много спектаклей, но это время ушло. Вообще, считаю, что театр - дело молодых, в первую очередь, - ответила актриса. - Я поняла, что у Галины Волчек пропал ко мне интерес: последние мои спектакли в "Современнике" - "Пять вечеров" и еще один - ставили другие режиссеры. После "Вечеров" я семь лет сидела без новых ролей, играла только старые. А когда тебе уже исполнилось 50 лет, и нужно выходить на сцену играть девочку, это не очень хорошо. Да и что-то стало портиться в театре. Я решила не злобиться и уйти. Почему-то этот поступок вызвал резонанс, натиск на меня. На нервной почве я потеряла голос, не смогла поехать на гастроли. Ушла из театра, и пять молодых артисток получили замечательные работы в пяти спектаклях.

Следующий вопрос из зала: "Умеете ли вы прощать? Легко ли вам это дается?"

- К этому сложно прийти. Каждая обида с годами воспринимается тяжелее. А наша актерская профессия такая: что бы ни случилось, как бы тебя ни обидели, пропускаешь через себя, и какой-то зверек внутри сидит и нашептывает: именно так голову опустила, слеза легко пошла, запомни эту реакцию. Раньше, когда меня обижали, я упивалась своим несчастьем, казалось, не прощу никогда и ни за что. Сейчас понимаю, что многие вещи можно простить.

Зрительница, сидящая в пятом ряду, поинтересовалась, в чем секрет хорошей формы Елены Яковлевой.

- Ничего хорошего в своей форме я не вижу, - ответила актриса. - Борюсь с килограммами и старостью. Пытаюсь что-то делать, но не получается. Если решиться вставить нити, подтянуть лицо, не хватает времени на реабилитацию. Очень собой недовольна, но сейчас понимаю, что зрителям, сидящим в пятом ряду и дальше, кажется, что выгляжу очень даже хорошо.

Естественно, интересовали северян и творческие планы актрисы. Сейчас сценаристы пишут пятый и шестой сезоны сериала "Склифософский", в котором можно увидеть Елену Яковлеву. У нее там роль плохого хирурга. Также актриса задействована в спектакле "Кто боится Вирджинии Вульф?" По признанию Елены Алексеевны, пьеса фантастическая, но в наше стремительное время нужно на нее смотреть по-новому, поэтому была сделана другая версия, саунд-драма, с оркестром на сцене и большим количеством героев.

- Спасибо большое, что вы пришли на встречу со мной. Я очень рада, что наболталась, - сказала напоследок народная артистка. И осталась верна своей традиции: пригласила мурманчан, когда они будут в Москве, на ее спектакли. Достаточно зайти через служебный вход, попросить позвать актрису, назвать пароль: "Мурманск", и она проведет в зал, причем совершенно бесплатно. Эта система на самом деле работает. Один наш коллега несколько лет назад воспользовался приглашением и посмотрел постановку в театре "Современник".

Екатерина АНДРЕЕВА

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
59,361269,719774,724672,9683
Афиша недели
Старые сказки на новый лад
Гороскоп на сегодня