16.04.2016 / Культура

Художник не может состариться

Фото: Лев Федосеев

Что-то тут не сходится! Перепроверила дату рождения в паре источников и даже нашла в нашей газете статью 2011 года, написанную, как оказалось, к его 70-летию. Значит, все правильно: 12 апреля главному режиссеру драматического театра Северного флота Юзефу Фекете исполнилось 75 лет. Но поверить в это невозможно. Седина - не в счет, ведь в его глазах молодость и задор, а мысли заняты премьерой очередного спектакля и подготовкой к творческому вечеру.

Режиссер рассказал, что для бодрости тела и духа каждый день начинает с зарядки, кувыркается на полу, подтягивается на турнике. И супруге - актрисе театра Северного флота, народной артистке России Наталье Долгалевой - тоже не дает лишние полчасика понежиться под одеялом, заставляя ее составить ему компанию.

- Бывают люди, которые и в молодости уже ведут себя как старички: и все-то они в этой жизни видели, и ничем их уже не удивить, от всего они устали. А я умею радоваться каждому дню, - объясняет Юзеф Васильевич. - Замечал за собой много раз: когда я с утра «в миноре», значит, и весь день будет грустным, вялотекущим. Так что просыпаться стараюсь с улыбкой и не позволяю себе унывать. И поэтому даже в общественном транспорте часто уступаю место пожилым людям, хотя, возможно, некоторые из них моложе меня.

Его энергии можно только позавидовать. Четыре спектакля за последний год с небольшим. При, мягко говоря, скромных возможностях этого театра производительность просто отличная.

Несмотря на трудности, с которыми после военной реформы приходится справляться на протяжении нескольких лет, Юзеф Васильевич и сам не теряет оптимизма, и делится позитивным настроем с коллегами и зрителями.

Все это при том, что режиссер, как правило, остается в тени, а овации достаются актерам.

Во время срочной службы в ракетных войсках. Гвардейск. 1971 г. Фото из архива театра.

- Мне совсем не обидно, что я не выхожу на сцену в своих постановках или не выхожу на поклоны (разве что на премьере покажусь). Для меня важнее реакция публики. Так, первые несколько секунд после премьеры спектакля «Рядовые» в зале стояла просто звенящая тишина, а потом будто единым порывом зритель поднялся с кресел и стал аплодировать. Нужно было видеть и слышать это, чтобы понять. Вот это дорогого стоит.

Кроме того, юбиляр всегда интересуется в гардеробе, ушел ли кто-нибудь во время спектакля. К счастью, такие случаи в этом театре - большая редкость.

С особой гордостью режиссер показывает журнал отзывов. Понятно, что большинство записей оригинальностью, на первый взгляд, не отличаются: это привычные благодарности за постановку. Но разве оставшийся равнодушным зритель задержится, чтобы написать «спасибо»?

- Когда читаешь такие слова, понимаешь: не зря мы все работаем, - говорит Фекета, закрывая увесистую книгу отзывов. - Мы не даем советов и рецептов, как нужно жить, но стараемся, чтобы в каждом спектакле была заложена определенная идея, чтобы люди, придя в наш театр, могли что-то понять, узнать, научиться или задуматься о чем-то.

В этом году у Юзефа Васильевича еще один юбилей - полвека творческой деятельности, из которых почти тридцать лет он работает в театре Северного флота. Хотя в детстве мечтал совсем о другом:

- Я вырос в Закарпатье, в удивительно красивых местах, но не видел моря. И наверное, поэтому, когда был мальчишкой, хотел стать моряком. Потом мечтал поступить в военное училище.

Но получилось так, что после школы он пошел в художественно-ремесленное училище в Ужгороде, где стал посещать драмкружок и увлекся танцами. Там его заметил главный режиссер областного музыкального театра и спросил, не хочет ли он получить актерское образование, и даже пообещал дать рекомендательное письмо ректору театрального института.

- Как замечательно, что я встретил человека, который рассмотрел во мне задатки профессии. Я ведь тогда вообще не задумывался об этом. А благодаря его словам решил попробовать. Поехал - и с первого раза поступил в Харьковский театральный институт.

Собственно, несмотря на наличие актерского образования, которое он получил первым, Юзеф Фекета почти никогда на сцену не стремился, ему хотелось ставить спектакли. Поэтому уже через год после получения актерского диплома он отправился за режиссерским - в Щукинское училище, где окончил класс известного режиссера, актера, народного артиста СССР Бориса Захавы. Туда он тоже поступил с первой попытки.

Будучи режиссером, Фекете однажды довелось совмещать обе профессии, и этот опыт ему не понравился:

- Когда я работал в челябинском драматическом театре мне пришлось играть секретаря райкома партии в моем же спектакле «Тревога». Тогда заболел актер, и я его заменил. Но во мне сидел режиссер, который контролировал каждого из артистов. В одной из сцен я сидел во главе стола, рядом члены бюро, как всегда это было в советские времена. Я говорил свой текст, но не мог избавиться от мысли: «Как же плохо он сейчас сказал, абсолютно без выражения. Ну как она может так пищать, неужели нельзя разговаривать в среднем регистре? Все так неправдоподобно!» А потом был мой монолог, в котором я воспитываю всех остальных.

Актеры тогда не поняли, кто их отчитывал - герой постановки, как того требовала роль, или все-таки режиссер, недовольный игрой актеров. Наверное, и сам Юзеф Васильевич не совсем понял это. Но после того спектакля осознал, что режиссер в нем всегда будет подавлять актера.

Но в отличие от того героя юбиляр умеет находить правильные слова для своих актеров, когда ставит им задачу. Ведь даже будучи безусловным лидером в этом творческом коллективе, он признает, что без помощи своих артистов да и всех сотрудников театра, которые уже стали одной семьей, вряд ли ему удалось бы добиться больших успехов.

Кстати, о семье. Юзеф Фекета долгое время был убежденным холостяком. И уж ни в коем случае не хотел жениться на актрисе: слишком много видел примеров, где супруги режиссеров переиграли все главные роли в театре, не имея большого таланта. К тому же это так банально.

Но потом он встретил Наталью Дмитриевну.

- Талант, красота, невероятное обаяние на сцене! Тогда я подумал, что уж если жениться на актрисе, то только на такой, - объясняет Юзеф Фекета. - Она очень тонко чувствует актерскую фальшь. У меня глаз уже замыливается, а она замечает все. Иногда она дает советы, а я «включаю» режиссера и говорю, что сам решу, как лучше. Наталья Дмитриевна ведет себя мудро, не спорит. А потом ведь все равно понимаю, что она была права.

Уже больше 30 лет они счастливы вместе и в семейной жизни, и в профессии. У них две дочери. Одна - физик, доктор философских наук, сейчас работает в Канаде, а вторая пошла по стопам отца и стала режиссером.

В свои 75 Юзеф Васильевич может назвать себя счастливым человеком, который к тому же не боится постареть:

- Старость - это когда художник уже ничего не может делать, а пока творит, он молод. Но художник, если он настоящий, должен хотеть работать всегда. Получается, что он не может состариться. Вот и весь секрет молодости.

Анна ВИХРОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.04.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Экзотика и классика
Гороскоп на сегодня