28.04.2016 / Культура

Солнце над тундрой

Фото: Кирилл Татаринцев

Кадриль моя саамская

Уже в двадцатый раз собрались саамы Кольского Заполярья, чтобы рассказать людям, зачем на земле ветры дуют, почему солнечному свету все живое радуется и кому посвящают песнь свою реки северные. Город горняков, расположенный на древней земле Масельгского погоста, чтит самобытную культуру коренного народа Севера и всякий раз гостеприимно встречает земляков. Саамский праздник давно уже стал своим для оленегорцев, некоторые даже подгадывают к этому событию приезд родственников из разных мест: есть что показать, чем удивить и угостить.

Гулянье начинается на площади - широко, раздольно, с саамской кадрилью. Признаюсь, сама с превеликим удовольствием прошлась в ручейке, уж очень зажигательна и полна радости эта забава.

Кадрили на саамском фестивале было много, поэтому сразу поясню: танец заимствованный. Два века назад русские переняли его у французов, полюбилась им красивая кадриль и пошла по городам и весям, докатившись до терских поморов, а потом и лопари ее подхватили.

Со сцены на улице звучали приветствия, ну а потом песни полились. Город в мгновение стал саамским - засверкал день новыми переливами, тундра музыкой наполнилась. Саамы из Ловозера, поселков Ёна, Шонгуй, из Лопарской, Мурманска и других уголков области своими яркими костюмами разукрасили площадь во все цвета.

На ярмарке - сувенирная россыпь, рукоделье всяческое.

- Работаю в Национальном культурном центре в Ловозере, заведую отделом ремесел, в котором мы ведем курсы и мастер-классы для мастеров и новичков, - рассказала Татьяна Кожевина, демонстрируя экспонаты. - На фестиваль привезли самые разные изделия, надеемся, что гости купят их и поддержат наших сельских мастериц.

Сама Татьяна из рода Юрьевых и Фефеловых, ремесло по работе с кожей, мехом переняла от мамы, та - от бабушек, так и тянется, не обрываясь, ниточка традиций.

Нарядные и теплые пимы, всевозможные шапочки и рукавички, пояски и сумочки из нежной, высокой выделки оленьей кожи, брелоки и картины - чего только тут нет! И все ручной работы, все неповторимое.

Для гурманов - вагончик с мясными оленьими деликатесами. Одних колбас несколько видов, копчености, ветчины - спасибо СХПК «Тундра». Все свежайшее, до окончания поста дождется, в Пасху угощение знатное будет.

Из уст в уста

На юбилейном фестивале в самый раз поинтересоваться: а откуда этот праздник взялся? Кто его придумал?

Ищите женщину - конечно же, саамскую. Вернее, авторов идеи было трое: Ольга Перепелица из Оленегорска, Екатерина Коркина из Ловозера и мурманчанка Анфиса Агеева. В 1996 году северянки обратились к городским властям с этой идеей, чтобы сохранять музыкальные и песенные традиции коренного народа, приобщать подрастающее поколение к национальной культуре и крепить связи между саамами России и Скандинавии.

Так все и началось. Сохранилась кинохроника тех первых, с уличными шествиями, фестивалей. Саамы шествовали вперемежку с актерами самодеятельного театра кукол, был в Оленегорске такой когда-то. Двухметровые ряженые выглядели главными на том празднике, но со временем все встало на свои места.

Случались уникальные фестивальные годы, когда устраивали конкурс исполнителей - на саамском языке пели старинные луввьт (песни). Тогда еще много было в отдаленных селах Кольского полуострова старых людей, помнивших нигде не записанные луввьт из глубин веков.

Песни передавались из поколения в поколение, от прапрабабушек и жили, пока не прерывался род или не забывался потомками язык. На такие конкурсы съезжались саамские исполнительницы, которым было по 80, а то и больше лет. Благодаря фестивалю эти удивительные по красоте фольклорные шедевры услышали сотни людей. Вспоминаю, как по два дня кряду я сама тогда слушала и не могла наслушаться. Было что-то в этих песнях завораживающее, можно сказать, ворожба времени: сначала луввьт уводит тебя глубоко и далеко в прошлое, а потом словно очнешься - слава богу, я здесь, в своем привычном веке.

С 2007 года в рамках фестиваля саамской музыки и культуры организуется «младший брат» - фестиваль детских и молодежных театрализованных постановок на саамском языке «Моайнас ланнь» («Сказочный город»). Он проводится в виде сказочного действия на основе саамских легенд и сказаний. Так ребятишки постигают язык предков, перенимают традиции оленного народа, учатся замечать красоту родного края.

- Ночь темная, как черника, не захотела уходить в свой сумрачный чум! Натянула она свои тени, не дает белому дню глаза открыть, солнце из мрачной западни выпустить, - говорится в саамской легенде.

«Полярная ночь!» - скажем о том же и мы.

Фольклор звенел капелью

- Чем удивите на этот раз? - интересуюсь перед началом фестивального концерта у знакомых жительниц Ловозера Аллы Васильевой, Марии Хващек, Надежды Золотухиной и одиннадцатилетней Ани Гурьевой.

Алла, руководитель саамского фольклорного коллектива НКЦ «Елле», поделилась - мол, привезли новую композицию, «Йоканьгская кадриль» называется. И поясняет, что был когда-то на реке Поной поселок такой - Йоканьга. Потом произошло то, что случалось со многими местами проживания саамов, - укрупнение, и людей переселили. Кого в Каневку, кого в другие поселки. Погосты Воронье, Кильдин, Варзино близ Гремихи, Чудьяврь ушли в прошлое, но кадриль из Йоканьги теперь в фестивальном строю.

Кстати, коллектив «Елле» отметил свой 15-летний юбилей.

- В 2001 году на фестивале саамской музыки в Оленегорске было наше первое выступление, - вспоминает Алла Васильева. - Домна Хомюк - наша «мама», а теперь она передала управление коллективом мне.

Весь концерт пролетел на одном дыхании, а оказалось, что шел более трех часов.

- Я помню, как бабушка пела нам песни. Даже не знаю, смогу ли я так, - призналась Надежда Ляшенко из Шонгуя. Напрасно землячка тушевалась, и луввьт, и самобытный аккомпанемент ей удались.

«Солнце над тундрой» словно осветило зрительный зал - это композиция театра саамских традиций «Элламаннт» Ловозерского НКЦ. Из этой же творческой колыбели и семейный творческий коллектив «Пирас».

Зал затих, когда Валентина Кириллова исполнила луввьт на слова поэтессы Октябрины Вороновой «Саамская женщина не должна плакать». Тронуло выступление сестер Анфисы и Домны Захаровых, с большой теплотой зрители встретили маленькую ловозерочку Аню Гурьеву. Девочка исполнила веселую песню Эльвиры Галкиной - конечно же, на чистом саамском.

Алла Васильева в нашей беседе отметила, что не так много таких, как Аня. Ребята и девчонки в основном участвуют в танцевальных постановках, а чтобы петь - не хватает знания языка.

Порадовала, так порадовала публику чистым говором неоднократная участница фестиваля и вдохновительница детских театральных постановок на саамском языке Нина Елисеевна Афанасьева. До глубины души тронула йойка «Мой дорогой родной саамский язык».

Ансамбль песни и танца «Луяврь» под руководством Валентина Гуринова оленегорцы знают давно и заслуженно любят. Долго не отпускали самодеятельных артистов, а за выступление щедро благодарили аплодисментами.

Танцевальные композиции - «Тихий ручеек» саамского коллектива «Чуввесь тассьт» из Ены и «У горы Оленьей» оленегорского ансамбля «Огневица» - добавили романтики. Не смогла не выступить Екатерина Николаевна Коркина, любовь к родному языку позвала на сцену.

И все это - родное

Автор фестивального гимна Иван Матрехин из Мурманска показал новую песню. Она посвящается оленно-транспортным батальонам, защищавшим Заполярье в годы Великой Отечественной войны.

- Ловозерский фотохудожник Владимир Кузнецов снял фильм «Северная кавалерия», я назвал свою песню так же, это память о военных годах, - рассказал автор.

- Смотреть и слушать фестиваль было наслаждением, - поделилась со зрителями впечатлением Надежда Чупрова, руководитель Центра коренных народов Севера. И зал согласился аплодисментами.

А еще была чудесная выставка саамского быта, замечательные настоящие экспонаты, которые принесли и привезли сюда северяне. Например, доставшаяся в наследство от предков столетняя миска из дерева, мережа для ловли рыбы, кережи - зимние саночки, отшлифованная временем деревянная грабилка для сбора ягоды и много-много всего саамского. Во что одевались саамы, как определяли погоду, охотились и рыбачили. Экскурсовод Тамара Попова рассказывала об этом самым главным гостям фестиваля - мальчишкам и девчонкам. Слушали, открыв рты. Ольга Перепелица показала ребятам, как саамы делали нитки, чтобы шить одежду. Достала из кармана высушенные оленьи жилки и принялась катать их о щеку. Такой нитке, говорит, ничто не страшно.

Да, нитке памяти, которую сквозь столетия протянули авторы и участники фестиваля, действительно бояться нечего - все выдержит.

Татьяна ПОПОВИЧ. Оленегорск

Опубликовано: Мурманский вестник от 28.04.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
59,131269,561974,793873,0312
Афиша недели
«Терминатор» по-новому
Гороскоп на сегодня