04.06.2016 / Культура

Как не остаться в дураках и без штанов

Фото: Сергей Ещенко

Удивительное дело: оказывается, можно отправиться на встречу с карточными шулерами, провести с ними вечер и не остаться в дураках и без штанов. Не верите? Спросите у тех, кто побывал вчера на премьере спектакля «Игроки», поставленного по одноименной пьесе Николая Васильевича Гоголя в областном драматическом театре. Кстати, на этот азартный аттракцион еще можно попасть сегодня и 12 июня - в день закрытия сезона облдрамы на их временной площадке в бывшем кинотеатре «Атлантика».

«Игроки» - пьеса о том, как в уездный городок приезжает опытный шулер Ихарев, который недавно привычным способом обогатился на 80 тысяч. Он узнает, что в местном трактире всех частенько обыгрывает здешняя банда его «коллег», и решает надуть их благодаря своей любимой крапленой колоде, которой даже дал имя - Аделаида Ивановна. А вот чей мошеннический талант окажется больше - серьезный вопрос. Хотелось бы написать подробнее о сюжете, о смысле, о морали, но тогда есть опасность раньше времени раскрыть интригу, ведь в этой пьесе детективная линия держит в напряжении до самого конца, а кто-то мог и не читать первоисточник.

Подготовила этот спектакль приглашенная команда: режиссер-постановщик Людмила Исмайлова (она ставит уже вторую пьесу с мурманскими артистами), художник-постановщик Ольга Горячева из Санкт-Петербурга и балетмейстер Вера Лесничая из Москвы.

А вот актеры все наши. Роли исполняют заслуженные артисты России Сергей Гронский и Валерий Журавлев, а также Владимир Равданович, Сергей Валиков, Андрей Шпеко, Сергей Горбунов, Алексей Кинк, Алексей Худяков, студент Мурманского колледжа искусств Андрей Белянцев. В мужском спектакле нашлось место и актрисам Ольге Вирту, Юлии Васьковой, Ольге Заяц, Марии Лобовой, Наталье Поземиной.

В программке «Игроки» названы фантасмагорией без антракта, но отсутствие перерыва в почти двухчасовом спектакле вряд ли кто-то заметит: действие очень динамично, актеры постоянно двигаются, танцуют, одна сцена мгновенно сменяет другую, при этом голова совсем не устает от происходящего.

После двух месяцев репетиций большинство артистов сильно похудели. Они признались, что постоянные прогоны их измотали, но при этом они радовались, что все получается так, как надо.

- Режиссер держала нас в ежовых рукавицах, и мы у нее скакали, как зайчики, - с улыбкой рассказывает Сергей Гронский, - У меня в спектакле всего один эпизод, но я после него как выжатый лимон. Тем не менее я старался и, кажется, справился с задачей, поставленной режиссером. Ведь у Людмилы Олеговны на каждое произведение свой взгляд. Когда она ставила с нами «Бедность не порок» Островского, получилась очень интересная святочная история. А тут, по сути, история про чертей, которые испытывают человека на прочность: решиться или нет на очередную махинацию, довериться или нет новым людям, считать ли себя самым лучшим и самым умелым в своем деле или усмирить гордыню.

Интересно, что в пьесе про шулеров, которые, по сути, должны сидеть за столом, шевелить только пальцами, периодически поворачивая голову, столько действия, а самой карточной игры практически нет. Точнее, она показана в несколько иной форме.

Как было сказано выше, у Гоголя в пьесе все персонажи - мужчины. А вот в спектакле задействованы несколько актрис. И роли у них необычные - они воплощают игральные карты.

- Карты и девушки - это же очень близко. И те и другие пробуждают азарт, вожделение, - объясняет режиссер.

Кто-то увидит в этих играх с девушками-картами нечто эротическое, но чувствуется в них, в их развязном смехе еще и дьявольщина, присущая большинству произведений Николая Васильевича. Что-то чертовское есть в живых игральных картах, которые внешне очень похожи на девушек легкого поведения. Герои поддаются влечению карт. А те по первому зову обнимают слабовольных мужчин, соблазняют, танцуют перед ними, заставляют проиграть все до нитки, а потом так же легко вместе с удачей уходят, переключая свое внимание на другого - более успешного игрока.

Ну а если говорить об остальных героях - главных или второстепенных, - то тут и актеры постарались, да и сам автор. В общем, хоть положительных персонажей в пьесе нет - все лживые, продажные, лицемерные, - каждый обладает невероятным обаянием.

Внимание зрителя удерживают именно персонажи, а не антураж. Это признает и художник-постановщик, которая как раз старалась сделать так, чтобы костюмы и декорации служили ненавязчивым фоном, не отвлекали от героев.

- Это абсолютно актерский спектакль, там все построено на взаимодействии артистов, а реквизита практически нет, - говорит Ольга Горячева. - Поскольку это не классическая театральная сцена, я в первую очередь думала о том, чтобы декорации не мешали актерам. С костюмами то же самое - все очень лаконично.

- Но очень стильно, - уточняет Людмила Исмайлова. - Пьес у Гоголя не так много. При этом «Игроки» - не самая популярная из них, ставят ее нечасто, наверное, потому что эта пьеса достаточно сложная и по построению, и для артистов. Но мне показалось, что актеры мурманского драмтеатра смогут с ней справиться. Хочу отметить, что наш спектакль - не фантазия режиссера «на тему». Мы не изменили ни слова и даже почти ничего не сократили. Но, думаю, многое в спектакле зрителю покажется знакомым и актуальным. Впрочем, разве кто-то сегодня может сомневаться в современности Гоголя? На то он и классик.

Анна ВИХРОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 04.06.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
59,361269,719774,724672,9683
Афиша недели
Старые сказки на новый лад
Гороскоп на сегодня