09.06.2016 / Культура

От Шанхая до елки

Фото: Сергей Ещенко

Увлекательное путешествие во времени предлагают совершить северянам сотрудники областного художественного музея. Здесь открылась выставка «Мой любимый нежный город», посвященная 100-летию заполярной столицы.

- Мы выстроили экспозицию таким образом, чтобы посетители смогли увидеть, как менялся Мурманск практически с момента своего основания до наших дней. Благодаря картинам художников удастся проследить, как строился и развивался город, - прокомментировала старший научный сотрудник отдела фондов областного художественного музея Александра Шакирова. - Самая ранняя картина датируется 1922 годом, ее написал Яков Комшилов. В основном на выставке представлены пейзажи, также есть натюрморты и портреты с элементами пейзажей. Некоторые написаны в абстрактной манере, но все равно по изображению на холсте можно узнать Мурманск.

Все картины интересны и разнообразны по своим техникам, манерам - здесь можно увидеть живопись и графику, акварель, гуашь, линогравюру и другие. Праздничная и повседневная жизнь северян, спортивные праздники и трудовые будни - все это нашло отражение на полотнах заполярных живописцев и графиков.

Так, заслуженный работник культуры РСФСР Василий Баранов изобразил визит кубинского лидера Фиделя Кастро в Мурманск, на другой его картине можно увидеть Шанхай - так назывался микрорайон, где раньше жили китайцы, строившие железную дорогу.

- К сожалению, во время Великой Отечественной войны многие художники ушли на фронт, занимались маскировкой кораблей и рисованием агитплакатов, поэтому картин того периода в нашем фондовом собрании нет, - продолжила Александра Андреевна. - Следующие полотна датируются 60-ми годами ХХ века. По ним можно проследить бурное развитие промышленности, например, работы в порту кисти Валентина Алексеева и Юрия Панкова. В это же время строилась улица Новое Плато, это можно встретить на полотнах Татьяны Ковалевой.

Вообще, на выставке представлено много картин, на которых соседствуют деревянные бараки и многоэтажки. И многие места узнаваемы. К примеру, «Колесо обозрения» уже упомянутого Юрия Панкова. На первый взгляд, это может быть любой город, но стоит приглядеться, и мы увидим железнодорожный вокзал, бассейн - Мурманск узнаваем. Или линогравюра этого же художника. На ней автор изобразил площадь Советской Конституции, ныне Пять Углов. Очень оживленное место, которое легко распознать по двум домам - № 67 и 80 на проспекте Ленина.

Также привлекает внимание городской пейзаж Георгия Карповича. Он написан в 1976 году в абстрактной манере, но момент строительства гостиницы «Арктика» в правом верхнем углу картины четко свидетельствует, что перед нами - главный город Кольского полуострова.

Главная гостиница Мурманска изображена и на картине заслуженного художника РФ Николая Морозова. Портовые краны, залив, строящиеся дома в районе улицы Старостина и «Арктика». Возможно, автор запечатлел летний вечер - солнце стоит высоко в небе, что мы наблюдаем каждый год во время полярного дня.

Заслуженный художник РФ Александр Феофилактов в 1987 году написал «Кольский залив». Автора отличает живая манера, и хотя на полотне преимущественно темные тона - серое небо, фиолетовые сопки, - есть яркие пятна: солнце пробивается сквозь тучи. Знакомая панорама, не правда ли?

В экспозиции есть и работы Владислава Маракулина, чьим основным и любимым жанром является пейзаж. Однако в работе «Вид из окна» автор соединил пейзаж и натюрморт, сделав зрителей главными героями своего произведения, вовлек нас в пространство картины. Когда мы смотрим на картину, открывается вид на заснеженную улицу из окна квартиры. А цветущий на подоконнике «декабрист» и игрушка-клоун создают домашнюю атмосферу.

Однако не только центр города представлен в выставочном зале - Владимир Скокленев изобразил Росту. Этого художника отличает очень реалистичная, почти фотографическая манера письма. Мы видим на полотне гараж, машину, мостик через небольшую речку, деревянные частные дома, валяющиеся на земле коробки и другой мусор. Вроде бы сюжет должен наводить тоску, но сиренево-розовые тона создают приятное впечатление.

А картина Анастасии Берёзы «Апрель» многих и вовсе заставит улыбнуться. На первом плане изображена все та же «Арктика», а перед ней - покосившийся остов новогодней елки. Лапы с лесной красавицы уже сняли, теперь рабочие убирают металлические конструкции. Наверное, большинство северян помнит, что еще несколько лет назад главная елка города украшала собой центральную площадь до середины весны.

Такой же позитив появляется и при взгляде на картины Владимира Кумашова. Яркие краски, четкие детали, то ли мультяшная, то ли сказочная манера письма - все это характерно для художника. В экспозицию вошли три работы автора, на одной из которых мы видим, как дети катаются на лыжах, взрослые гуляют с собаками, нашлось даже место для небольшой ярмарки картин.

- Другая - «Вокзал после дождя». И пускай пропорции несколько нарушены, это никак не мешает нам насладиться произведением живописи, - с улыбкой сказала Александра Шакирова. - На полотне «Открытие выставки» художник изобразил здание нашего художественного музея. Самые дотошные посетители заметят, что дома стали ниже на пару этажей, а люди получились высокие, но ведь это не документальная фотография.

Как вы понимаете, описать все картины, а их 71, из которых 48 живописных, невозможно. Лучше самим прийти в музей и посмотреть, как 28 авторов видели Мурманск в разные годы. Выставка будет работать до конца августа.

Екатерина АНДРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 09.06.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
59,361269,719774,724672,9683
Афиша недели
Старые сказки на новый лад
Гороскоп на сегодня