22.06.2016 / Культура

Парад маститых и начинающих

Фото: Сергей Ещенко

О последней премьере Мурманского областного драматического театра умолчать нельзя. Спектакль по классической пьесе Гоголя «Игроки» поставила приглашенный из Санкт-Петербурга режиссер Людмила Исмайлова. Это второй ее опыт сотрудничества с нашей труппой. Осенью в Кировке состоялась премьера комедии Островского «Бедность - не порок». Озорной, исполненный в манере сценической условности и откровенного актерского стеба театральный эксперимент вызвал немало самых противоречивых откликов у публики.

И удивлялись, и ругали. Кто-то радовался современному прочтению «рутинной пьесы», кто-то отстаивал незыблемость традиций «театра Островского». Что ж, споры театру на пользу - по городу прошел слух: в облдраме появился оригинальный режиссер! Но откровенным успехом первый шаг навстречу Мурманску Исмайловой назвать было бы трудно. Однако постановщика приметили и, кажется, сделали на него ставку. Во всяком случае, пригласили вторично. На сей раз выбор пал на «Игроков». Почва для экспериментов более чем плодородная. Дерзайте!

Репетиции начались ранней весной, к началу лета «пирожок» был готов. Премьеры ждали все: и актеры, и зрители связывали с ней самые смелые надежды на новое дыхание в театральной жизни города. Во-первых, сама пьеса, что и говорить, настоящий бриллиант в репертуаре отечественного театра, во-вторых, все роли в ней мужские: это какой же фурор может произойти, если Журавлев, Гронский, Шпеко, Кинк блеснут всеми гранями своего несомненного дарования? А молодые актеры? Азарт интриге придавал и тот факт, что несколько лет назад в Мурманск своих прославленных «Игроков» привозил сам Олег Меньшиков. И тогда команда первокласснейших игроков из «Товарищества 814» покорила сердца мурманчан. Выдержит ли испытание сравнения с мэтрами Людмила Исмайлова?

Надо заметить, что «Игроков» в МОДТ она ставила впервые в своей творческой биографии. Спектакль - не калька с уже готового результата, а настоящий поиск оригинальной формы прочтения гоголевского сюжета. Не побоюсь сказать, что июньская премьера вызвала в Мурманске ажиотаж. Зал бывшего кинотеатра «Атлантика» все три показа был полон!

Кстати, замечу, что сама я смотрела спектакль в большом зале впервые. Ждала неудобств, но, к счастью, помещение для вынужденного прибежища ремонтируемого театра оказалось комфортным для зрителя: удобные кресла, широкие проходы между рядами, замечательный обзор сцены. Но главное, конечно, спектакль.

Смыслов в комедии заложено видимо-невидимо, язык - россыпь поэтической иносказательности. Однако «Игроки» знакомы широкому читателю гораздо меньше, чем, допустим. «Ревизор». В школе «Игроков» не изучают. Может быть, поэтому публика не сразу включается в предлагаемую театром игру. Коллизии пьесы смешны, актеры изо всех сил ломают комедию, а оглянешься вокруг - лица у мурманчан серьезные, почти каменные. На протяжении всего спектакля публика почти не смеялась. Так, в одном месте слегка хохотнула да одну сцену наградила аплодисментами. Почему? Скорее всего, потому, что сюжет запамятовали, а выдержать каскад оригинальных сценических приемчиков, предложенных труппой, с первого раза трудно.

Я получила несомненное эстетическое удовольствие от «Игроков» только со второго просмотра. На первом спектакле временами брала оторопь. Эх, хорошо бы перечитывать пьесу, перед тем как идти в театр. Сюжет я напомню.

Интрига составлена Гоголем согласно пословице «Вор у вора дубинку украл». В заштатный городок приезжает шулер Ихарев. Все свои мозговые способности он в последнее время положил на то, чтобы изобрести фальшивую колоду карт - Аделаиду Ивановну. С ее помощью гениальный мошенник легко угадывает каждую карту на расстоянии.

Выигрыш обеспечен! Но нет достойных дурачков - партнеров. Однако в глухой провинции - вдруг! - такие находятся. Но у них на уме не игра, а сделка. Свои свояка увидели издалека. Некто Утешительный с подельниками предлагают обдурить сына и отца Гловов.

Глов-старший оставляет в городишке своего шаловливого сыночка. Тот спит и видит себя гусаром. Игра в карты с опытными игроками - проверка на прочность, своего рода инициация. План такой: мальчишка проигрывается в пух и прах! Подписывает векселя на 200 тысяч в пользу «товарищества».

Игрокам только этого и надо. Но не потому, чтобы обвести вокруг пальца старика и недоросля. А чтобы… Никогда не догадаетесь, не досмотрев! Ихарев оказывается в западне. Жертвой обмана становится он сам. «Игроки» Гоголя смешны, поучительны и глубоко печальны. Трагифарс по сути!

Что предлагает современному зрителю Людмила Исмайлова? Ее интерпретация по-своему интригует. «Игроки» в Мурманске - род варьете. Шарлатанства в духе персонажей Булгакова. Публике предлагается стать свидетельницей разоблачения большой иллюзии.

Режиссер разыгрывает пьесу как своего рода шоу. В центре - иллюзионист, фокусник. Владимир Равданович в роли Ихарева - уверенный в себе Маэстро. Актер облачен во фрак. Галстук-бабочка подчеркивает артистизм. По облику - хоть Нобелевскую премию сейчас же вручай! Он более чем щедро, по-барски, расплачивается со слугой Алексеем (Сергей Горбунов). С огромными кожаными чемоданами мучается его собственный человек - Гаврюша (Алексей Кинк).

Ихарев расточает гордыню и амбициозность! Маэстро искушен в обмане простодушной провинциальной публики. Его «чертово» изобретение - Аделаида Ивановна - себя покажет. Эта колода злополучных карт напоминает какую-то адскую машинку, выставленная на игральном столе она смахивает на бессердечного «однорукого бандита» в зале игровых автоматов. Из нее феерично выпархивают карты - все фальшивые, меченые, но на их изобретение положено столько умственных сил! С такой подругой не пропадешь.

У компании Утешительного (Валерий Журавлев) свои картишки. И они персонифицированы. На сцену из-за кулис выбегают четыре Дамочки - четыре карточных масти. Дама Черви. Дама Бубны. Дама Трефа. Дама Пик (Мария Лобова, Наталья Поземина, Ольга Заяц, Ольга Вирту). Они тоже - часть дурного пошиба варьете: кордебалет, рискованные ласки. Шампанское - рекой! Очень напоминает публичный дом.

Балетмейстер из Москвы Вера Лесная не мудрствуя лукаво, весьма узнаваемо поставила незатейливые развлечения постояльцев дома терпимости. Умом понимаешь, что в этих дамах из «ямы» заключен символ продажности и обмана, но что-то мешает увидеть в сценах, им отданных, искусство. Преобладает откровенная вульгарность.

Наверное, мешает то, что актрисы танцуют и заигрывают с «клиентами» с открытыми лицами. Что корежит. Не стоило ли им прикрыть их масками? Впрочем, постановщику, наверное, виднее. Цель-то достигнута - атмосфера публичного дома создана. Вот, оказывается, куда напрямую угодил фрачный пафосный Ихарев! И от этой шайки ожидать достойного вознаграждения за мозговые усилия? Побойтесь бога! Или… призовете на помощь черта?

А «чертовщинки»-то в мурманских «Игроках» навалом: слащавенький на язычок Утешительный со своими демонятами только и ждут начала большой игры, развода изобретателя Аделаиды на деньги. Как последнего лоха!

И кто из нас не чувствует себя хотя бы отчасти на его месте? Признаемся откровенно: все мы немножко гениальные лохи. Умом порой изворачиваемся, о выгоде мечтаем… Но на всякого мудреца довольно простоты. А мысль, пущенная во зло, обернется преступлением. Но это все мотивы серьезные. Театр же своим представлением изо всех сил пытается развеселить и удержать в зале публику.

Как говорится, «оставайтесь с нами - все только начинается!». Первые двадцать минут «Игроков» в МОДТ - это, на мой взгляд, приглядка: артистов с залом, авантюристов друг к дружке. Спектакль идет без антрактов. И это, с одной стороны, правильно: игру разбивать отдыхом (буфетом - туалетом) нельзя. Нерв пропадет! Но и не учитывать эмоциональные затраты не знакомого в большинстве своем с пьесой зала тоже немилосердно. Передохнуть бы! Но вдруг та часть публики, которой не по сердцу оказался карточный «дом терпимости», разбежится? А разбежаться ей ну никак нельзя!

И я никому не посоветую раньше времени покинуть эксперимент от Людмилы Исмайловой. Потому что после шумной, почти опереточной экспозиции в спектакле начинаются просто блестящие… актерские презентации. Никак иначе парад маститых и начинающих звезд МОДТ я и не назову. Один за другим на сцене появляются персонажи, поражающие зрителя виртуозностью игры, чудом внешнего преображения.

Первым - кряхтя и охая! - из дверей (как из преисподней!) вываливается Глов-старший. Заслуженного артиста России Сергея Гронского узнаешь не сразу. Он тщательно загримирован под страдающего легкой формой слабоумия старика.

Глов-Гронский старательно изображает из себя «старосветского помещика». Он источает важность, опасно размахивает тросточкой над головами любопытствующих игроков, время от времени впадает в «летаргический сон», доверительно - всему свету! - демонстрирует портрет дочери-невесты и нижайше просит об одной незначительной услуге - присмотреть за своим шаловливым сыночком.

Старик якобы настолько слеп, что не чувствует мошеннического подвоха. А Утешительный и рад стараться. Все идет по плану: теперь обработаем и самого отпрыска.

Появление Глова-младшего в спектакле способно произвести фурор! Студент Мурманского колледжа искусств Андрей Белянцев в роли будущего гусара чертовски изящен, очень подвижен и отчаянно глуп! Носится по сцене со скоростью звука.

Чисто гоголевский субъект, именно про него можно сказать хлестаковское: «я - везде! везде!». Пластика чертика из табакерки удается молодому исполнителю на зависть. Он то приплясывает, то скачет на одной ножке, то прихлопывает в ладошки, то кубарем скатывается с игрального стола, то навзничь падает в объятия разноперого кордебалета…

Проигрался сполна, но готов подписать любые бумаги! Вот только, кто же быстро и грамотно оформит их? В суде такая волокита… И тут на сцену «судьбы» выходит пристав Замухрышкин. И это тоже отдельный номер, можно сказать, цирковой. Артиста Алексея Худякова можно поздравить с удачей. Его выход тщательно продуман по рисунку роли.

Согбенный от чиновничьего усердия, волосок к волоску прилизанный, с поджатыми губами и закаченными к небу глазами, Замухрышкин прекрасно знает, как собрать дань с нуждающихся в его услугах клиентов. Да, он берет взятки! Причем всем, чем дают. Деньгами, но чтоб не обижали малыми суммами, жирнющими окороками, нежнейшей семужкой, гостиничным столовым серебром, вареньицем, что прямо в рот скармливают ему с ложечки услужливые дурочки. Узнаваемо настолько, что зал, чуть придя в себя от шквала сценических приемов, начинает благодарно аплодировать артисту за точность созданной им карикатуры. Браво!

А действие продолжается, движется к развязке. Ихарев так расслабился, так уверил себя в могуществе Аделаиды и, что самое чудесное, - в искренней поддержке новообретенных партнеров, что по уши влип в наинеприятнейшую историйку. Фокус-то не удался!

Маэстро остался на бобах. Без денег. Без репутации первого игрока. Да еще и с душевной травмой. Владимир Равданович блестяще ведет заключительный монолог. Спокойно, раздумчиво, горько. Зачем было прикладывать столько стараний, когда в жизни по-настоящему везет только тем, кто играет засаленными картами по жалкому грошику? Обвели, обдурили. Оставили с пустым карманом. И - поделом! И никого не привлечешь к ответственности. «Гусар» - чертенок, тоже обманутый «честной компанией» Утешительного, хохоча, открывает изобретателю глаза. На кого жаловаться? Мошенники все и повсюду. Сегодня ты меня обманул, завтра - я тебя.

Где же честность? Доброта? Порядочность? Вопросы становятся риторическими. Впрочем, и в эти людские добродетели тоже можно удачно и выгодно сыграть. Вот Утешительный, например. Какую создал иллюзию! Заслуженный артист России Валерий Журавлев с самого начала играет человека-душку. Румян, вальяжен, предупредителен, незлобив. А кто на деле? Злодей из злодеев. Кто бы мог догадаться ?

В спектакле Людмилы Исмайловой нет персонажей-характеров. Сугубо реалистическая сторона гоголевского творчества ее, похоже, волнует мало. Наверное, зря. Гоголь-реалист подарил бы постановщику множество узнаваемых подробностей, способных рассмешить и растревожить зрительный зал. Но режиссер идет другим путем.

Исмайлова создала яркое представление, исполненное отчасти метафизического, условного, символического смысла. Повторюсь, что-то роднит поэтику ее спектакля с поэтикой знаменитого романа Булгакова. Глядя на парочку Кругель (Сергей Валиков) - Швохнев (Андрей Шпеко), как не вспомнить подручных Волонда - Фагота и Азазелло.

Одаренные исполнители удивительно точно ведут свою партию «свиты» Утешительного. Они синхронно изображают эмоции: удивление, восторг, возмущение - притворные, разумеется. Мастерски разыгрывают сценки-иллюстрации. Гоголевский текст непрост, но очень игрив, остроумен. Постановщик отдельные монологи превращает в мини-представления. В этом, особенно в первой части, есть небольшой перебор, да и зрителю трудно угнаться за разбушевавшейся фантазией «демонов». Но одна иллюстрация особенно хороша. В ней речь у Гоголя идет о чудо-мальчике, который в неполные 11 лет обыгрывал в карты самых опытных картежников.

Рассказ о вундеркинде всегда казался мне ключевым моментом в «Игроках». Это провокация. Адресована она и тем театральным деятелям, которые берутся за постановку прелестного шедевра нашего классика. Слабо быть таким мальчиком? Слабо всех переиграть, шутя и вдохновенно? Слабо заразить публику настоящим театром и уже не отпустить ее от себя? Пусть, дескать, ждет новых и новых работ от чудесной разыгравшейся команды?

Людмиле Исмайловой удалось увлечь своим замыслом труппу. Труппе - привлечь-таки внимание чуть замороженного северного зала к своей игре (хлопали в итоге долго и усердно). МОДТ ушел на летние каникулы. 16 сентября новый сезон откроется «Игроками». Приходите. Не пожалеете!

Людмила ИВАНОВА, театральный обозреватель

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.06.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

Их сцена манит, как магнит
Пока мы отдыхаем, они работают. Выходные и праздники для них редко оказываются праздными. Но сегодня их черед занять места в зрительном зале, отдохнуть и - принять поздравления. Сегодня - День работника культуры
«Для нас он был Маяковским»
Спорт, семья, литература, путешествия - вот основные темы, волнующие многих. Они же находят отражение в творчестве художников. Не стал исключением и ленинградец Борис Власов
Новый взгляд на вечную тему
Если ваш любимый или любимая не сильны в поэзии, самое время посетить областной драматический театр. Накануне женского праздника здесь подготовили премьеру музыкально-поэтического спектакля с говорящим названием «О любви»
Поморский витязь
В столице Кольского Севера готовится к изданию собрание сочинений замечательного писателя-мурманчанина Виталия Маслова

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
59,361269,719774,724672,9683
Афиша недели
Старые сказки на новый лад
Гороскоп на сегодня