25.06.2016 / Культура

Загадки XIX века

В областном художественном музее открылась выставка живописи

Фото: Сергей Ещенко

А вы знаете, что выставка живописи может стать иллюстративной энциклопедией? Обычные на первый взгляд, портреты, пейзажи и марины могут многое рассказать, стоит только присмотреться к полотнам повнимательнее. Наряды, соответствующие той или иной эпохе, сам принцип написания картины - чтобы узнать это, вовсе не нужно листать тома по искусствоведению, достаточно взглянуть на произведения художников.

К примеру, подобный эксперимент по изучению истории позапрошлого столетия можно провести в областном художественном музее, в котором открылась выставка «Живопись XIX века». В экспозиции представлены полотна, хранящиеся в фондах. Примечательно, что среди них есть подписные (то есть с указанием автора) и неподписные.

- Но это не значит, что неподписные картины хуже, - прокомментировала директор музея Ольга Евтюкова. - В Российской академии художеств был класс, в котором учили копиистов, особенное внимание уделялось портретистам. Раньше ведь не было фотографий, а изображения себя или своей семьи люди хотели подарить родственникам, украсить имение. Поэтому услуги копиистов были востребованы.

На одной из стен выставочного зала уютно расположились четыре портрета. Три в ряд, четвертый - чуть поодаль. Если пофантазировать, можно представить, что мы находимся в гостиной и видим изображения семьи владельцев дома. Вот отец в парике конца XVIII века, бабушка - в платье середины того же столетия, хозяин, живущий в XIX веке.

Кажется, что прически у мужчин одинаковые, но нужно обратить внимание, что на первом портрете это парик с зачесанными волосами, а на втором у мужчины свои волосы, но тоже зачесаны и сделаны завитки. Если говорить об отличиях изображения мужчин и женщин, то представители сильной половины человечества смотрят в фокус, а лицо дамы романтично повернуто в сторону.

Это что касается костюмов и причесок. Также, глядя на картины, можно увидеть, как в тот период рисовали портреты: фон нейтральный, камерный. Главной задачей художника было обратить внимание зрителей на лицо и костюм героя, а не отвлекать на посторонние детали. В Европе, в эпоху Возрождения, когда возник портрет как жанр, очень важно было передать сходство с реальным человеком, отношение к нему, настроение. Портреты, создаваемые русскими живописцами, например, знамениты своей душевностью.

На выставке представлено два портрета членов царской семьи. Один из них - великой княжны Анны Павловны. Это работа неизвестного автора, оригинал портрета написал Карл Вальтер. Портрет написан в жанре романтизма, популярного в то время в Европе. Здесь Анна Павловна - еще юная девушка, как раз в то время к ней сватался Наполеон.

Надо сказать, Анна Павловна, ставшая впоследствии королевой Нидерландов, была очень любима современниками. В честь нее в Голландии установлены памятники.

Одним из поводов для благодарности Анне Павловне стало ее спасение страны от разорения после смерти коронованного супруга. Королева Нидерландов обратилась за помощью к своему брату, Николаю I, не просто попросив денег в долг, а предложив купить картины. Не абы кого, а Рембрандта. Эта коллекция сейчас хранится в Эрмитаже. На вырученные деньги в Голландии были восстановлены дамбы и поля.

- Другой портрет - императрицы Марии Александровны кисти Йохана Кёлера, - подвела нас Ольга Евтюкова к следующему полотну. - На картине монаршая особа изображена на закате жизни. Одета императрица в платье-визитку. Фасон у него строгий, ткань обязательно темных тонов. Мы видим красивые акценты на кружевах и таинственное мерцание золотых украшений. Художник взял правый ракурс, и хотя Мария Александровна в то время была изможденной после тяжелой болезни, перед нами она предстает сдержанной, строгой и величественной. И как удивительно Йохан Кёлер подобрал оттенки!

Другой любимый жанр живописцев XIX века - пейзаж. На выставке представлены разнообразные его виды.

Вот «Сумерки» Михаила Клодта. Здесь, как и в других его работах, можно довольно точно определить время суток. Сами пейзажи, как правило, незатейливые: река, трава, пасущиеся коровы… Но зато прекрасно передан розовый свет заходящего солнца.

- Как вы думаете, на этой картине изображена встреча или прощание? - спросила Ольга Александровна, когда мы подошли к «Морскому пейзажу». - Подобные картины есть в Русском музее и музее Челябинска. Одно из полотен написано Иваном Айвазовским, другие - копиистами. Какому музею достался оригинал - пока неизвестно. Хочется надеяться, что нашему.

Как бы ни было, нужно ответить на вопрос. Скорее всего, прощание. Об этом говорят заходящее солнце, водная гладь, покачивающаяся лодка, парусник и страстные объятия людей на берегу.

Другая картина - и снова загадка. Какое время суток написал Илья Занковский? Утро или вечер? Если приглядеться, можно увидеть стелющийся туман. Значит, перед нами утро. Разглядывая следующее полотно, видим розовое освещение заснеженных гор, верблюдов, встающих, чтобы отправиться в путь, людей, которые тушат огонь. Тщательно прописан первый план: кустарники, трава, очень сухая земля.

«Ночь у Байдарских ворот» Харлампия Констанди, «Лесной пейзаж» неизвестного автора, но, скорее всего, ученика передвижников, «Косари» Ильи Галкина... У каждой картины есть о чем поразмышлять.

Если и вы хотите совершить путешествие по живописи XIX века - приходите в художественный музей. Выставка работает до 28 августа.

Екатерина АНДРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.06.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня