24.08.2016 / Культура

Все по местам

Паровоз и вертолет встали на вечную стоянку в Мурманске

Фото: Лев ФЕДОСЕЕВ
И. о. капитана а/л «Ленин» Андрей Мартынов и руководитель АВЦ «Атомный ледокол «Ленин» Александр Тимофеев.

О том, что Мурманск к своему 100-летию должен обзавестись двумя новыми историческими экспонатами - паровозом и вертолетом, мы уже писали, об этапах их продвижения к месту своей стоянки в заполярной столице - тоже. И вот «конечная»: паровоз с территории железнодорожного вокзала больше никуда не поедет, а на палубу ледокола-музея «Ленин» поисково-спасательный вертолет Ми-2 приземлился и не улетит.

Паровоз Л-4386, ставший теперь памятником, прибыл к нам из Псковской области, где находился на консервации. До этого он долгое время работал на Кольском полуострове. В советское время такой паровоз считался одним из лучших. Железнодорожники называли его лебедем, по имени разработчика - Льва Лебедянского. И недавно этот «лебедь» весом более 90 тонн наконец оказался на постаменте.

Находится памятник на вокзале, к северу от пассажирских платформ, в районе багажного отделения. Только вот посмотреть на него пока не получится. Вскоре после того, как он прибыл к месту своей вечной стоянки, его закрыли брезентом. Сделали это не для того, чтобы спрятать от любопытных глаз, а чтобы к моменту официального открытия ничто и никто не испортило внешний облик памятника.

К тому же сейчас благоустраивают прилегающую к нему территорию: нужно привести в порядок сам постамент, установить освещение, семафор и гидроколонки. Главное, что работе вокзала наличие нового паровоза и активность вокруг него абсолютно не мешают.

Торжественное открытие памятника, приуроченное, кстати, не только к 100-летию заполярной столицы, но и вековому юбилею начала железнодорожного движения на участке Петрозаводск - Мурманск, состоится осенью. Точная дата пока неизвестна. Но она не за горами. Все работы, на которые каким-либо образом могла повлиять погода, завершены. Так что из-за небесной канцелярии изменений в графике быть не должно.

В то время как паровоз сначала отреставрировали, а уж потом водрузили на постамент, с вертолетом Ми-2 пришлось поступить наоборот. Его недавно установили на ледоколе, ну а вскоре экспонат, долго простоявший без работы, должен начать преображаться. Прежде всего восстановления требуют приборные панели, кресла пилотов, нужны новые лопасти. К тому же его предстоит перекрасить, вернуть цветовое решение 60-х. Сколько времени на это потребуется, представители Арктического выставочного центра «Атомный ледокол «Ленин» не берутся пока прогнозировать.

Обосновался данный экспонат на своем законном месте, потому как Ми-2 - это как раз тот вертолет, который несколько десятилетий помогал «Ленину» вести ледовую разведку в арктических широтах. Конечно, не тот же самый, но точно такой же.

Куплен он благодаря спонсорам через Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин». Так что теперь, вернувшись, он будет способствовать сохранению исторического облика первого атомохода.

Важно, что его приобретение стало очередным этапом большой работы по «оживлению» ледокола. Ведь кроме этого на «Ленине» появилось интерактивное рабочее место инженера-оператора реакторной установки, в носовом турбогенераторном отделении вращение одной из турбин дополнено реалистичным звуком машин, на ходовом мостике транслируется звукозапись радиопереговоров и команд, подаваемых при отшвартовке.

В общем, постепенно появляется все, чтобы каждый посетитель мог забыть, что он в музее, и почувствовал себя на настоящем действующем ледоколе.

Анна ВИХРОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.08.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
59,361269,719774,724672,9683
Афиша недели
Старые сказки на новый лад
Гороскоп на сегодня