26.01.2017 / Культура

Сусанин с Карениной в северном Канне

В Норвегии завершился международный кинофорум

Фото: Анна Вихрова

Всю прошлую неделю у жителей и многочисленных гостей норвежского Тромсё не возникало вопросов о том, что посмотреть после работы или в течение дня. Вопрос был в другом: как успеть посмотреть все, что хочется? Ведь на эти семь дней город превратился в северный Канн. С девяти утра и до глубокой ночи во всех кинотеатрах и на всех площадках, где есть возможность транслировать кино на большом экране, проходили показы в рамках традиционного, уже 27-го по счету кинофестиваля TIFF.

Каренина и ДиКаприо

Фестивальные фильмы в нашей стране вне зависимости от жанра обычно относят к категории так называемого кино не для всех. TIFF в данном случае не исключение. Своеобразных картин, странных, сложных и непонятных массовому зрителю, здесь хватало. Но зато после фильма совместного производства Чили и Аргентины о девочке-подростке, живущей с мамой, которую хотят лишить родительских прав из-за ее нетрадиционной сексуальной ориентации, можно было посмотреть голливудскую версию «Великого Гетсби» с Леонардо ДиКаприо в главной роли. Кино абсолютно коммерческое, массовое, но при этом качественное.

Говорить о том, насколько программа фестиваля пришлась по душе всем гостям, не берусь, так как последних было очень много. Но с тем, что она была действительно разноплановой, не поспоришь. Ну и для российского зрителя здесь точно было что посмотреть.

Безусловный интерес для ценителей Льва Толстого представляет фильм «Каренина и я» норвежского режиссера Томассо Моттолы. Это не очередная экранизация одного из самых известных романов, а кино о том, как известная норвежская актриса Гериль Маусет (по совместительству жена режиссера) готовится сыграть Анну Каренину на театральной сцене. И от большой любви к автору и к своей героине сыграть она хочет на русском языке.

Причем для актрисы важно прочувствовать русскую культуру, русскую душу. Для этого она решается проехать через всю Россию с запада на восток. По пути артистка пытается учить язык, общается с совершенно разными людьми - актерами, театральными деятелями, критиками. Несмотря на все усилия, заговорить по-русски, как Каренина, Гериль не удается, поэтому на сцене драмтеатра Владивостока она решает играть на родном норвежском.

В ходе съемок актриса побывала и в Мурманске, и в фильме есть небольшой эпизод с преподавателем МАГУ и нашим театральным обозревателем Людмилой Ивановой. Это сразу повышает интерес к ленте зрителя Кольского Заполярья. Понятно, что в широкий прокат в наших краях такое кино вряд ли выйдет, но увидеть его возможность обязательно будет.

Традиционно на TIFF приезжает делегация журналистов из разных СМИ региона. В том числе и съемочная группа ТВ-21 - организатора кинофестиваля «Северный характер». Как рассказала его президент Светлана Солдатова, историю о норвежской Карениной мы сможем увидеть на ближайшем нашем кинофоруме.

Норвежский Сусанин

Осенью в Мурманске мы также посмотрим и послушаем и еще один из самых ярких и запоминающихся фильмов этого фестиваля - «Проводник». Билетов на него было не достать, потому что это не простое кино, а фильм-концерт с оркестром. Такие показы для TIFF - тоже традиция. Но на этот раз продюсеры немного отошли от шаблона и решили удивить зрителя: раньше с живым музыкальным сопровождением показывали лишь немое кино. А «Проводник» - фильм со звуком, и он совсем не старый, ему только 30 лет.

Труде Бердж Оттерсен и Грю Элизабет Мортенсен. Фото с сайта tiff.no

Это первое полнометражное кино норвежского режиссера Нильса Гаупа. Русские зрители сразу назвали его историей саамского Ивана Сусанина. Ведь в основе лежит старая легенда о юноше-сааме, семью которого убили представители враждебного народа чудь. После многих злоключений убийцы берут главного героя в плен. А тот обещает им показать, где находятся остальные саами, если они не убьют его. Сам же он собирается завести их в горы и вызвать лавину, чтобы все они погибли под ней и уже не причинили никому зла.

- Проект, где мы показываем немое кино, а для озвучки собираем международную команду музыкантов, хорошо известен гостям фестиваля. К тому же мы постоянно приезжаем с ним в Мурманск. Но сейчас нам захотелось как-то развить эту идею. Придумали взять не немое кино, - рассказал продюсер фестиваля Игорь Шайтанов. - Безусловно, это был риск, режиссеру могла не понравиться такая интерпретация. Но, кажется, все получилось отлично.

Сам Нильс Гауп был доволен. Он признался, что не пересматривал свой фильм уже лет 20, и новый «голос», новое прочтение ему очень понравились. Более того, Нильс сказал, что будет не против, если кто-нибудь из нового поколения режиссеров захочет переснять эту историю.

В фокусе Россия

В Тромсё показали и три российских фильма.

«Ученик» Кирилла Серебрянникова отлично вписался в один из тематических блоков фестиваля, который был посвящен подросткам и их проблемам.

О съемках «Ледокола» Николая Хомерики на нашем «Ленине» в Мурманске мы уже писали полтора года назад. В России фильм приняли не слишком тепло, а норвежцам и гостям фестиваля он понравился. Во время самого показа зрители то и дело испуганно вскрикивали, хватались за голову или зажмуривались, а после финальных титров зал аплодировал.

А вот «Рай» Андрея Кончаловского смотреть без слез невозможно. Это история эмигрантки из России, начальника французской полиции и офицера-эсэсовца. События Второй мировой войны, ужасы жизни в концлагере: черно-белое кино без спецэффектов, рассказанное на трех языках, пронимает до глубины души.

Часто режиссеров можно упрекнуть в спекуляции подобными темами. Но тут этого делать абсолютно не хочется, потому что актерам веришь на все сто. А герои - не картонные персонажи - плохие и хорошие, а по-настоящему живые люди, которые просто хотели и дальше жить.

Наши фильмы были показаны вне конкурса, поэтому на призы претендовать не могли. Но вот отсутствие билетов на все сеансы, аншлаг в залах тоже можно считать наградой.

- Мы пытаемся собрать в Тромсё фильмы со всего мира, но и акцент на российском кино очень важен для нас. Ведь мы соседи. С самого первого нашего фестиваля фильмы из России вызывают огромный интерес, и они без сомнения помогают норвежцам лучше понять россиян, - рассказал заместитель программного директора фестиваля Хеннинг Росенлунд.

«Аврора» отправилась в Штаты

Что же касается официальных итогов, то их подводили в нескольких номинациях. Один из членов жюри, российский режиссер Филипп Абрютин, которого жители области могут помнить по фестивалю «Северный характер», рассказал, что уникальная программа TIFFа дала ему возможность понять, что во всех уголках планеты развивается кино, и сегодня почти везде во главу угла ставится человеческая история. Поэтому главный приз отдали низкобюджетной американской картине, которая длится всего час с небольшим, в ней очень мало слов, но она по-настоящему потрясла жюри.

Этот приз - «Аврора» - достался режиссеру из США Анне Роуз Холман за ее кино «Приступы». Это история об одиннадцатилетней девочке, которая начинает заниматься в танцевальной группе, и замечает, что с девочками из ее новой секции то и дело случаются приступы: они падают в обморок, задыхаются. Главная героиня пытается понять, в чем причина такой «эпидемии» и могут ли такие же приступы случиться с ней.

В адрес победившей картины было сказано много теплых слов, правда, сама победительница их не услышала, потому что на церемонию приехать не смогла.

Зато свою порцию оваций получили обладатели приза зрительских симпатий - норвежские документалисты Труде Бердж Оттерсен и Грю Элизабет Мортенсен. Они сняли фильм «Последняя охота» о тюленьем промысле в Норвегии.

Даже в таком большом репортаже сложно рассказать обо всех важных и интересных событиях недельного фестиваля, поэтому продолжение читайте в одном из следующих номеров газеты.

Анна ВИХРОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.01.2017

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
68,223477,651981,353974,5228
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня