Символ материнства

Пополнение коллекции - событие всегда радостное и замечательное, а когда фонды пополняются почти на три тысячи экземпляров, то это же праздник какой-то! Так случилось в областном художественном музее, чье собрание недавно увеличилось благодаря мурманской семье Пеньковских.

- Анна Геннадьевна собирала коллекцию более 40 лет. К сожалению, в конце прошлого года ее не стало, и супруг предложил передать собрание в музей, - рассказала главный хранитель музея Наталья Клишина. - Этот дар для нас бесценен. Во-первых, среди матрешек есть уникальные предметы декоративно-прикладного искусства. Во-вторых, музей впервые получает в дар такое большое количество экспонатов одновременно. К слову, первым предметы своей экспозиции подарил Арви Хуттунен. Его примеру потом следовали и другие художники, например, Анатолий Сергиенко и Виталий Бубенцов. Но чтобы сразу более двух тысяч экземпляров… Такое в истории музея происходит в первый раз. Мы еще окончательно не посчитали, сколько точно матрешек собрала Анна Пеньковская. Работа очень кропотливая: необходимо каждый предмет рассмотреть, сфотографировать, занести в перечень и передать сведения в государственный каталог музейного фонда России.

Свое собрание жительница заполярной столицы пополняла во время путешествий по стране. В нем есть различные матрешки - сборные и нет, классической формы или, например, в виде пчелиного улья. Матрешка - один из символов нашего Отечества, эти сувениры иностранцы традиционно увозят к себе домой, поэтому ее производство развивается в разных направлениях: сказочные персонажи, семьи, пародийные с изображением политических деятелей и даже с лицами футболистов различных клубов и сборных.

А начиналось все в конце XIX века. Первую матрешку создал профессиональный художник Сергей Малютин. Идея создания разъемной деревянной куклы была подсказана японской игрушкой Дарума, привезенной с острова Хонсю женой Саввы Мамонтова. Однако в Стране восходящего солнца это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую.

В России же героиней сделали круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках черного петуха. Свое имя кукла получила неслучайно: в дореволюционное время имена Матрёна и Матрёша считались одними из наиболее распространенных, в основе которых лежит слово «матерь», прямая ассоциация с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

И по сей день матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с кучей детей выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Первая русская матрешка была восьмиместная. За девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.

«Прописку» подскажут цветы

- Очень интересны росписи фигурок, - продолжила Наталья Павловна. - Самая большая часть коллекции - из Сергиева Посада, который считается родиной матрешек. Для мастеров характерна техника выжигания, которая редко использовалась, плюс использование золотого цвета. Также представлена уникальная вятская матрешка. Она отличается от своих «сестер» тем, что инкрустирована соломкой. Кроме как в Кирове, больше нигде так не делают.

Другой центр по изготовлению матрешек в России - Нижегородская область. Она славится полхов-майданскими деревянными красавицами. К их отличительным чертам можно отнести яркие цветы красного шиповника или розы на сарафане. Голова матрешки покрыта платком, на макушке обязательно крупный цветок из трех лепестков. В наше время волосы могут быть любого цвета, а прежде была традиция рисовать черные кудряшки из-под платка.

Не смогли остаться в стороне и представители традиционных русских промыслов. Гжель, хохлома, палех, жостовская, мезенская, дымковская - эти росписи также можно увидеть на матрешках.

Впрочем, русская матрешка - это не только куклы. В различных лавках и магазинах встречаются магниты, копилки, свистелки, солонки-перечницы, погремушки, емкости для зубочисток и даже деревянные флакончики для духов! Да что уж там, на полках обычных супермаркетов периодически появляется даже чай, насыпанный в упаковку знакомой всем с детства формы.

К слову, о формах. Матрешка не всегда полуовальная. В коллекции Анны Пеньковской есть Деды Морозы, мужчины и женщины, чей внешний контур напоминает матрешку, однако видоизмененную - с фуражкой или частью головного убора. Или упомянутый уже улей, хранящий персонажей сказки про Машеньку и трех медведей. Любопытна также «укладка» - матрешка-курочка с клювом, внутри которой находятся десять цыплят.

Как видим, матрешки бывают самые разные, необязательно это привычная кукла, внутри которой находятся еще несколько. После того как оформление коллекции будет завершено, экспонаты разместят в выставочном зале, и все желающие смогут с ними познакомиться.