Медь и дерево, текстиль и эмаль - питерские художники Иван Дьяков и Анна Векслер профессионально и очень красиво сочетают различные материалы. Познакомиться с их творчеством северяне могут в главном здании областного художественного музея на выставке «Собрание сочинений. Том 27».

- Анна Векслер - хороший друг нашего музея, приезжает в Мурманск не первый раз. А сейчас вместе с ней приехал Иван Дьяков, работающий в технике горячей эмали, - сказала на торжественной церемонии открытия выставки директор музея Ольга Евтюкова. - Экспозиция «Собрание сочинений. Том 27» разнообразна и по тематике, и по техникам. Чувствуется огромный пласт классических знаний, полученных художниками, а уже к образованию прибавились фантазия, творческий полет мысли и мастерство.

В заполярную столицу авторы привезли произведения, созданные в разные годы - и 20 лет назад, и буквально за несколько месяцев до выставки. Когда заходишь в зал, возникает сразу два вопроса: почему экспозиция называется «Собрание сочинений. Том 27» и почему среди работ так много рыб? Специальная задумка художников, знающих, что ехали в Мурманск, известный как рыбный город?

Иван Дьяков. «Иван да Марья».

- Мы с Иваном уже 27 лет в браке, поэтому все логично, - с улыбкой ответила Анна Векслер. - Когда планировали отмечать серебряную свадьбу, думали, как и где собрать друзей и родных, которых большое количество. Ответ был только один: на выставке. Так получилось «Собрание сочинений. Том 25». Потом был 26-й том, сейчас 27-й. В течение года у нас открываются персональные выставки, но раз в год мы организуем совместную большую экспозицию, это стало традицией. Вопрос про рыб тоже довольно простой. В нашем творчестве действительно их много, поскольку это очень хорошая декоративная форма: внутри можно делать все что угодно, внешне результат всегда останется рыбой. Вот такой секрет.

К примеру, рыб можно увидеть, что объяснимо, на триптихе Анны Векслер «Мировой океан». Это три текстильные картины, цвета и переплетение нитей на которых представляют обитателей морей, они же дополняют произведение - художница сшила рыб из тканей, соединив их веревками.

Такие же элементы мы видим и в работах Ивана Дьякова. Даже в диптихе «Рабочий и колхозница» им нашлось место: женщина держит в руках рыбу. А вот у мужчины в ладони находится зеркало, причем панорамное. Посетители экспозиции с интересом и любопытством смотрят в него и даже делают фотографии и селфи.

Впрочем, в выставочном зале можно увидеть не только рыб. Очень красочно выглядит серия «Итальянская коллекция» Анны Векслер - «Венеция», «Мурано» и «Милан».

Анна Векслер. «Новгород I».

- Впервые я посетила эту страну в 2012 году. Меня очаровала Венеция, и я не смогла пройти мимо и не отобразить ее в своем творчестве. В Мурманск мы привезли не всю серию, часть работ осталась в Италии, Владикавказе и Сыктывкаре, - сказала художница. - Вообще все мои эмоции находят отражение в произведениях. Меня привлекает разница фактур, поэтому стараюсь использовать различные материалы, например, текстиль и бумагу, текстиль и эмаль. В этом мне помогает Иван. Иногда я прошу его сделать недостающую деталь, а порой он сам создает что-то небольшое во время отдыха и отдает мне. Бывает, сделает личико, я смотрю на него и начинаю творить. При этом мы независимые, отдельные друг от друга художники, у нас не совместное творчество.

Как мы уже говорили, Иван Дьяков работает в технике эмали. Создает свои произведения на меди. Кажется, что сделать что-то подобное крайне сложно или практически невозможно.

- Когда не умеешь, и пирог с капустой не получается, - заметил автор. - Техника эмали древняя, возникла в Древнем Египте. Наибольшее распространение она получила во Франции в XV веке. Мы используем эмаль как некую краску, которая позволяет создавать станковые произведения, монументальные. Пытаемся перенести эмаль на уровень высокого искусства, не использовать технику как бытовое, прикладное. Мои эксперименты и других художников как раз и направлены на это решение профессиональных задач.

Вместо холста Иван Дьяков использует медный лист, на который слоями наносит эмаль. Каждый слой обжигается в печи при температуре примерно 800 градусов от двух до пяти минут. Чтобы достичь нужного результата, один лист металла может побывать в печи и 40 раз, а может - всего четыре. Как, например, «Адам и Ева». Художник постарался добиться максимальной выразительности при минимуме температурного воздействия. Что, стоит заметить, у него получилось. А вот «День и ночь» закалялись множество раз, Иван и не припомнит, сколько именно. В этом произведении была сложная работа с ликами, необходимо было скрупулезно накладывать тени.

Самым масштабным проектом, над которым работал наш собеседник, можно назвать восстановление убранства Морского Никольского собора в Кронштадте. Процесс длился два года, в течение которых создано в общей сложности 12 квадратных метров выемчатой и перегородчатой эмали: двухметровые иконы Иоанна Кронштадтского и Николая Чудотворца в главных западных дверях, а также более 360 икон святых, размещенных в хоросах по всему собору.

Вот такие необычные и интересные художники привезли свои произведения в Мурманск. Желающих познакомиться с их творчеством ждут в главном здании областного художественного музея, на улице Коминтерна. Выставка «Собрание сочинений. Том 27» работает до 24 марта.