Русская школа в Испании

Моноспектакль - жанр не очень распространенный, однако сейчас, похоже, он начинает отвоевывать позиции. Актриса драматического театра Северного флота Юлия Макарова готовится представить северной публике свой вариант прочтения книги детской немецкой писательницы Ирмгард Койн «Девочка, с которой не разрешали водиться».

И, хотя спектакль рассчитан на одного актера, в работе над ним принимают участие несколько человек. Так, технику речи Юлия корректирует под руководством Елены Оленёвой. У актрис много общего - выпускницы Ярославского театрального института, отделения артистов кукольного театра, и обе сейчас трудятся над моноспектаклями. У Елены опыт в этом вопросе больше: в ее творческом багаже уже есть постановки по рассказу Бориса Заходера «Отшельник и роза» для маленьких зрителей, по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», а также по рассказу Антона Чехова «Дама с собачкой». К слову, последний могли увидеть жители Мурманска и Полярного - Елена, приехав ненадолго в Кольское Заполярье из Испании, устроила несколько показов.

- Сама я родом из Удмуртской Республики, прожила там до 21 года, а дальше меня вела актерская судьба - то в один город, то в другой, - рассказала Елена Олёнева. - Около года назад я переехала в Мадрид, где живет моя мама. Так вышло, что в России меня ничего не держало: ни работа, ни личная жизнь, и надумала попробовать организовать свою деятельность за границей. Какое-то время пыталась наладить связи, стояла на месте, но потом процесс пошел, появились контакты, спектакли, администратор. Сейчас я чувствую, что можно продолжать развиваться дальше.

После окончания института Елена проходила годичную стажировку на кафедре сценической речи Театрального института имени Щукина, работала в Ижевском театре кукол, Вологодском театре для детей и молодежи, Москонцерте, а также преподавала сценическую речь, принимала участие в различных независимых театральных проектах в Москве. В Испании актриса работает в театре-студии «Балаган», которой руководит Хосе-Луис Чека Понсе.

- Он учился в России, в числе первых выпускников Петра Фоменко Российской академии театральных искусств. Однокурсниками Хосе-Луиса были известные сейчас московские режиссеры Евгений Каменькович и Сергей Женовач, - продолжила Елена. - Мне кажется, моему испанскому наставнику очень повезло учиться в то время, он застал классическое поколение мастеров, о которых сейчас мы можем узнать только из книг. В Мадриде у него две группы: испаноязычная, в которой профессиональные актеры, и небольшая русскоязычная, в ней в основном любители. С нами Хосе-Луис ставит классику - она востребована.

От Анны Сергеевны к Мастеру

«Дама с собачкой», которую Елена привезла в Мурманск, - спектакль, претерпевший несколько интерпретаций. Когда актриса работала в Москонцерте, показала его в речевом варианте. Затем, переехав в Испанию, подготовила другой вариант чтения произведения Антона Чехова, а сейчас более полная редакция, с частичной сменой костюма, с музыкальным сопровождением. К слову, мурманчане стали его первыми зрителями. Елена планирует гастролировать с «Дамой» по Испании. Как она сама отмечает, в Мадриде не такая многочисленная русскоязычная публика, и больше пяти показов вряд ли получится сделать, поэтому запланированы гастроли по побережью, где живет много наших соотечественников и людей, владеющих великим и могучим.

- Почему остановила свой выбор именно на этом рассказе? Много лет назад, когда я работала в Вологде, в театре ставили «Вишневый сад», - пояснила Елена. - Я была задействована в массовке на балу. Ходила на все читки, репетиции. Режиссер мотивировал труппу читать Чехова. Взяла себе на заметку несколько пьес и рассказов, которые в будущем хотелось бы сделать. Среди них была и «Дама с собачкой». Я почувствовала Анну Сергеевну, поняла, что она на меня, как говорится, ляжет: чувства героини были знакомы, и стало интересно показать другим, как человек впервые столкнулся с предательством самой себя. Это женский материал. Для третьей редакции спектакля Хосе-Луис выставил иные драматические мезансцены, но, думается, и сейчас не финальный вариант. Возможно, еще кое-что изменю в постановочной части, в сверхзадаче. Параллельно мы работаем над «Мастером и Маргаритой» Михаила Булгакова, адаптируем его, поскольку в постановке огромная речевая часть, сокращаем, но пока что наш рекорд - полтора часа. Если совсем обрубать, получится отрывок, поэтому мы остановились лишь на одной линии - вечных любовников. Мастер и все метаморфозы, происходящие с ним, но в сжатом виде: его сумасшествие, борьба Маргариты за любовь, спасение ею возлюбленного. Понтий Пилат тоже фигурирует. Костюм находится пока в разработке. Он состоит из блузки, брюк и длинного жакета, хочется еще добавить плащ. Кроме того, есть шляпа - для показа Азазелло, и шапочка - для Мастера.

Помимо работы над собственными спектаклями Елена Оленёва помогает ставить речь коллегам. Да, в институтах есть этот предмет, однако актерам приходится на протяжении практически всей своей творческой деятельности оттачивать мастерство, поскольку задачей педагога в вузе является исправление недостатков дикции, постановка голоса и другие общие, абсолютно необходимые для всех актеров моменты. Например, чтобы зрители даже на дальнем ряду четко слышали, что говорят со сцены, актеры должны следить за челюстью, не зажимать ее, открывать рот, но не нараспашку.

Том хорош, но девочка лучше

Одной из учениц Елены стала актриса театра Северного флота Юлия Макарова. Она готовит для северной публики моноспектакль по произведению Ирмгард Койн «Девочка, с которой не разрешали водиться».

Елена Оленёва.

- Автор нераскрученный. Я бы поставила ее «Девочку...» на одну ступеньку с «Томом Сойером» и «Пеппи Длинныйчулок», - рассказала Юлия. - Это настольная книга моего детства, с удачным переводом. Сначала ее читала сестра, потом издание перекочевало ко мне, и я перечитывала его много раз в течение жизни. Поставить моноспектакль сподвиг муж, тоже актер нашего театра Алексей Макаров. Сначала я подумала о Томе Сойере, он хорош и прекрасен, но все-таки мальчуковый, к тому же в произведении достаточно много персонажей, а на сцене ведь буду я одна. Поэтому выбор пал на книгу Ирмгард Койн. К тому же когда делаешь что-то в первый раз, лучше брать то, что тебе близко, понятно и хорошо.

Подготовка спектакля - дело хлопотное и затратное. Юлия предполагает два источника доходов: госстипендия Союза театральных деятелей России для молодых актеров и с помощью краудфандинговой компании. Последнее слово знакомо не всем, но многие из нас сталкивались с ней. Это система, которая внедрена в России не так давно. Проще говоря, работает по принципу с миру по нитке, когда люди собирают деньги на одной из площадок в Интернете - для бездомных животных, помощи нуждающимся людям, на проекты. К слову, даже известные музыканты не чураются такого способа. Так, на сегодня рекордсменом является Борис Гребенщиков, который собрал на запись нового альбома при помощи краудфандинговой компании более трех миллионов рублей менее чем за два дня.

- Я, конечно, не Гребенщиков, но надеюсь на поддержку, - с улыбкой сказала актриса. - Уже создали специальную группу в социальной сети «ВКонтакте», скоро запустим ее. Параллельно работаю с Еленой, а также с мастером кукол: хочу сделать спектакль в полном масштабе, со штоковыми марионетками, декорациями, бутафорией. По образованию ведь я актриса театра кукол и поняла, что часть эпизодов требуют визуализации. Это взрослым достаточно своего воображения, а ребенку нужно видеть. Исходила из того, что в ходе рассказа девочка отвлекается на игры, воспоминания. Поэтому все, что она рассказывает о событиях здесь и сейчас, будет прямой речью, а в тех моментах, где есть место игре - за счет кукольных этюдов.

Когда режиссер не дает роль

Любопытно, что обе актрисы выбирают сейчас моноспектакли. Этот жанр становится популярен или по какой причине?

- Каждому актеру хочется самореализоваться в чем-то своем, - ответила Елена Оленёва. - Я, например, знала, что режиссер не даст мне роль, которую хочу сыграть. И подумала, почему бы не сделать самой, тем более для этого все есть. Зачастую актерам тяжело исполнять функции режиссера, они зависимые, и в итоге у них так и не получается сыграть те роли, которые хотели. Вот и Юля решила реализовать себя в спектакле-монологе.

Хорошим подспорьем для наших героинь в этом вопросе является их образование - обе ведь они дипломированные актрисы театра кукол, а это значит, что умеют работать и с формой, и со своим телом.

- Чтобы научиться играть куклой, человек должен научиться играть сам. Никогда в жизни ты не переведешь в куклу то, что не можешь сделать своим телом, - сказала Юлия Макарова. - Программа в вузах для артистов театра кукол сложнее. Мы сдавали и драматическую, и кукольную части. Благодаря этому и к драматическим произведениям начинаешь подходить по-другому, стараешься сделать что-то интересное вокруг персонажа, визуальные эффекты - воображение очень хорошо работает в эту сторону. Очень люблю Филиппа Жанти, прекрасного французского режиссера. Он работает в синтетическом жанре: вроде бы кукольник, но у него симбиоз кукол и человека, а порой добавляет еще и балет. Потрясающее зрелище, и смотрится все органично.

На классический танец актрисы еще не замахиваются, хотя как знать. Пока же мы будем ждать моноспектакль Юлии Макаровой, чтобы узнать больше о ней самой и ее героине.