Прогуляться по улицам Санкт-Петербурга, понаблюдать за жизнью его жителей - для этого не придется ехать в Северную столицу, достаточно прийти в отдел Мурманского областного художественного музея «Культурно-выставочный центр Русского музея», что на улице Софьи Перовской. Здесь открылась выставка Андрея Ветрогонского «Графика-неграфика». С творчеством этого художника северяне уже знакомы: он привозил за полярный круг картины, написанные темперой, маслом, а сейчас настал черед графики.

- Андрей Владимирович - человек творческий, работает в разных жанрах, - сказала на вернисаже директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Традиция выставлять свои произведения каждый год существует с давних времен. Мурманские авторы демонстрируют свои работы в разных жанрах, к нам приезжают художники и артисты из других городов. Например, нас полюбили Светлана Крючкова и Андрей Ветрогонский. Это настоящее везение.

Рисунок. Постановка «Мотоциклистка», бумага, цветной карандаш. 2017 г.

- Не буду вас пугать, в следующем году не приеду, - то ли пошутил, то ли сказал всерьез художник. - В прошлом году была живопись маслом, теперь графика… Мое творчество течет плавно, идеи переходят из одного состояния в другое. Сейчас привез картины, написанные масляной пастелью, эмалью, баллончиками. Вот на этой, например, брызги. Да, так бывает: от отчаяния беру краску и практически плюю ею на полотно! А в результате оказывается красиво.

Всего в экспозиции представлены 44 произведения. Они разместились в двух залах. В одном - «серьезная, но при этом раздолбайская», как оценил сам автор, графика, созданная в мастерской, во втором - работы, написанные с натуры. Мурманчане, к слову, стали первыми, кто их увидел.

- Нужно все время что-то делать, работать, стараться, чтобы результат становился все лучше и лучше. Это обычное состояние художника. Поэтому мы в своем роде перфекционисты, - заметил Андрей Ветрогонский. - Я реалист, ничего не придумываю, пишу Питер таким, каков он есть.

«Уступи дорогу», бумага, смешанная техника. 2013 г.

По мнению специалистов, именно графика более всего подходит для изображения Северной столицы. Многие называют петербургскую графику уникальным явлением, считая, что классический облик великого города, графичность его силуэта, прямых перспектив, горизонталей набережных и вертикалей шпилей сформировали особый стиль. Так, искусствовед Николай Радлов говорил: «Русская живопись родилась на пестрых извилистых берегах реки Москвы. Графика - в стильных линиях Петербурга. Живописным рисунком отличаются московские художники от книжных графиков петербуржцев».

В творчестве Андрея Ветрогонского гармонично сочетаются полученное классическое образование и впитанные им традиции петербургского авангарда. Ему присущи обобщенная, свободная манера, внешняя простота и лаконичность. Это отражается даже в названиях картин, в них нет каких-то уточнений, четких указаний: «Белый автобус», «Уступи дорогу», «Утро», «Переход».

Художник успешно работает в разных жанрах: городского пейзажа, натюрморта, портрета. Но в первую очередь известен именно своими петербургскими видами, для которых характерны экспрессия, постоянное движение цвета и формы. Они вызывают ощущение, что мы оказались на улицах Питера и перед нами проносятся машины, проходят люди...

Картины могут вызывать разные эмоции.

Мурманские мастера по достоинству оценили работы петербургского коллеги.

- Всегда приятно, когда к нам приезжают авторы из других городов, - сказал председатель регионального отделения Союза художников Александр Феофилактов. - А если они приезжают каждый год и делятся тем, что успели написать за это время, получаются своего рода отчетные выставки. Радует, что художник не заплесневел, наоборот, находится в постоянном творческом процессе, создает что-то новое.

- Все меняется. Например, раньше мы и не знали о масляной пастели, а теперь лично для меня это самый любимый материал: она дает эффектные ритмы, позволяет передать поток, движение, - присоединился к разговору Виталий Бубенцов.

- С выставкой «Графика-неграфика» полезно познакомиться и студентам, и профессиональным художникам. К примеру, можно увидеть, во что автор превращает обычный пейзаж, - высказал свое мнение Анатолий Сергиенко.

После выступлений коллег Андрей Ветрогонский ответил на вопросы студентов художественного отделения Мурманского колледжа искусств. Их интересовали творчество гостя, его взгляды на жизнь, самоощущение в жизни и многое другое. К слову, для Андрея Ветрогонского общение с будущими коллегами не в новинку: вот уже несколько лет он является старшим преподавателем мастерской «Художник мультипликационного фильма» факультета филологии и искусств СПбГУ.

Выставка будет работать до 17 марта.