23.03.2017 / Культура

Сергей Безруков: «Мой герой - абсолютный подонок»

Фото: кинокомпании «Централ Партнершип».

На большие экраны страны вышел фильм «После тебя» о знаменитом артисте балета Алексее Темникове, чья карьера внезапно прервалась из-за травмы. Главную роль сыграл глава Московского губернского театра Сергей Безруков. Сценаристом и режиссером картины выступила супруга Безрукова Анна Матисон. Накануне премьеры нам удалось встретиться с Сергеем и расспросить его и о новой роли, и о многом другом.
- Сергей, роль Алексея Темникова была написана специально для вас. Такое в вашей актерской карьере бывает часто?
- Два раза. Первым фильмом стал «Есенин», который снимался по книге моего отца. И тогда, естественно, изначально главным героем видели меня. А это второй сценарий, который был написан под меня. Наверное, это может показаться странным, а для кого-то даже удивительным, но я так же, как все артисты, прохожу пробы, читаю сценарии, которые мне присылают. На что-то соглашался, на что-то - нет. И я благодарен Анне. Ведь это редкий случай, когда актеру везет настолько, что у него есть личный сценарист и режиссер, который действительно подарит роль. Мне, как артисту, очень важно развиваться, не стоять на месте. И в этом большая заслуга режиссеров, которые увидят в актере что-то новое, а не будут тиражировать то, что и так уже было пятьсот тысяч раз.
- В фильме у вашего героя на шее висит крестик и иконка. Насколько религия важна для вас? Во что вы сами верите?
- Это не у героя, это у меня. И я их никогда не снимаю. Сразу оговорюсь: я и мой герой - это совершенно разные люди. Абсолютно нельзя сравнивать меня с Темниковым, потому что я таким никогда не был и, дай бог, никогда не буду. Его поведение в обществе и с близкими людьми чудовищно.
Скажу вам, я впервые сыграл такого откровенного подонка. Да, мой герой абсолютный подонок. Если вы посмотрите, какой он в самом начале. И мне было интересно сыграть такую отрицательную личность. Мы только потом начинаем понимать, насколько больно ему внутри. Ему так больно, что он готов обижать каждого, кто находится с ним рядом, но в первую очередь он обижает самого себя.
Да, в его жизни произошла трагическая ситуация, он получил травму. Но можно закрыться от всех, а можно попытаться создать действительно настоящую школу, а не то заведение для богатых тетечек, которое он имеет. При этом он их презирает, но сам ничего серьезного так и не сделал: не подготовил ученика, не создал балет, который хотел все эти годы поставить, не стал хореографом… Темников - абсолютно гениальный человек в своей профессии, но только в последний момент он очнулся. Он не попробовал, он струсил. Представьте: 20 лет быть трусом и ничего не сделать для своей профессии, которую он бесконечно любит. Он трус! И сам себе в этом признается в монологе в троллейбусе. Он как минимум презирает самого себя.
- В фильме даже есть момент, когда он предполагает, что над ним мог «посмеяться» Бог…
- Я думаю, Бог над ним не посмеялся, Господь всегда дает человеку шанс. В данном случае он подарил моему герою этот шанс в виде звонка из Мариинки. Темников им воспользовался. Другое дело, что он поступил не по-христиански: он добровольно ушел из жизни. А это уже - сумасшествие человека, который находится вне веры в Бога. Такого человека можно назвать фанатом своей профессии, он готов пожертвовать жизнью ради того, чтобы этот балет был показан по центральному каналу. Он даже сам шутил, что балет показывают только в экстренных ситуациях: надо, чтобы случился переворот или что-нибудь в этом духе, или чтобы он умер… И он воспользовался этой ситуацией, все просчитав.
- А вы можете оправдать добровольный уход из жизни своего героя?
- Я с ним не согласен. Мне кажется, нужно было дождаться премьеры, прийти на нее, да и вообще продолжать жить. Он бы мог поставить еще не один балет. Темников - талантливый человек, и у него получилась первоклассная постановка. Почему бы ему не стать прекрасным хореографом? Не знаю. Я спорил со своим героем. Но Аня держала меня в стальных ежовых рукавицах - в хорошем смысле слова.
- Как вам работалось с супругой на съемочной площадке?
- Аня - очень чуткий и вежливый режиссер, с ней невероятно легко работать. Эта картина - целиком и полностью ее заслуга. На площадке царила атмосфера любви: ни одного бранного слова! Я, наверное, впервые снимался в кино, в котором никто ни с кем не ругался. Обычно оператор - с осветителями, те - еще с кем-нибудь и так далее. Иногда артисту нужно собраться для очень важной сцены, а рядом происходит такое: кто-то горланит, кто-то кричит ему в ответ - спокойствия нет, а ты пытаешься смотреть людям в глаза и объяснять: «Дайте собраться, у меня впереди очень сложная сцена!». А здесь на площадке все работали с полной отдачей и были нацелены на создание хорошего фильма. Все вежливые, все тактичные. Мне кажется, это отношение потом лучшим образом отражается и на самой картине.
- Чем еще эта лента интересна лично для вас?
- Я соскучился по фильмам, в которых нет пошлости, по умным картинам, где есть над чем подумать, поразмышлять. Мне кажется, этот фильм - единственная попытка за последнее время вернуть серьезного, умного зрителя в кинозал. Мне недавно сказали, что сейчас в Европе мода на безпопкорновые кинотеатры, они пользуются большим успехом. Может быть, пришло время вернуться к тому, что было когда-то в Советском Союзе?..
- Во время работы над фильмом возникали сложности?
- Было сложно ходить всегда с идеально прямой спиной и не выпадать из образа, который мне внутренне ненавистен. Это было ужасно. Но я постарался сделать все возможное и надеюсь, что у меня получилось. Я целиком и полностью доверял Ане. В картине есть сцена, когда мой герой впервые за эти 20 лет выпивает. Казалось бы, это элементарная физиология: сыграть немного выпившего человека. Тем более что мне «выпадало счастье» играть это состояние в своих ролях много раз. Причем с разной амплитудой опьянения. И мне, человеку непьющему, это было очень интересно. А тут сцену, где мой герой выпивает, мы репетировали и снимали очень долго.
Аня постоянно говорила: «Не то! Да, хорошо - но это не Темников!». В какой-то момент я стал злиться на себя: у меня не получалось! А ведь я уже столько раз играл пьяного! Но мы искали. И наконец Аня сказала: «Вот сейчас ты попал! Да, это именно он!». В свои 43, сыграв столько ролей, это было потрясающе - выдохнуть и сказать самому себе: «Ух! Получилось!». Это невероятное ощущение. Ты пробуешь - у тебя получается, ты выдыхаешь и ставишь перед собой следующую планку. И это прекрасно: идти дальше, развиваться и не думать о том, что ты сделал раньше.
- А как вы снимали сцены постановки нового балета? Ведь тогда на самом деле проходили репетиции одноименной постановки «Симфонии в трех движениях», которая вошла в репертуар Мариинского театра.
- Когда мы потом делали имитацию того, что я ставлю этот балет с настоящими артистами Мариинского театра, то рядом с нами был известный хореограф Раду Поклитару. Вы представляете: передо мной стоят настоящие профессионалы, а я играю их хореографа. К счастью, рядом находился Раду. Я постоянно ему говорил: «Я тебя очень прошу, делай замечания, подходи, говори, как надо, потому что я - драматический артист, а не хореограф-постановщик». И тут Раду мне с улыбкой отвечал: «Ты знаешь, а я тебя заслушался! Стою и думаю: все нормально, все хорошо». И в какой-то момент я поймал себя на мысли, что работаю с артистами как режиссер в своем Московском губернском театре, когда ставлю спектакли. Я стал вести себя, как со своими артистами: расслабился, стал шутить, они начали смеяться… И как только мне стало хорошо, Аня подошла и сказала, что это плохо. «А теперь мы все это отменяем, и ты возвращаешься в Темникова, - объявила она. - Это мы снимать не будем». И мне пришлось снова вернуться в неприятный образ, к жесткости, и опять стать Темниковым. Он очень жесткий человек…
- А вы сами серьезно занимались танцами?
- В Школе-студии МХАТ очень любил дисциплину «танец», поэтому станок я помню до сих пор. Для меня придумать, каким я могу быть танцором балета, - это не просто фантазия. Я драматический актер, но многому учился и помню это.
- Есть люди, которыми вы восхищаетесь в этой сфере?
- Я большой поклонник хореографа Пины Бауш, очень люблю современный танец. А еще являюсь поклонником бесспорного гения, который жив и ныне, - Михаила Барышникова. Преклоняюсь перед ним. Сразу вспоминаю фильм «Белые ночи», который я засмотрел до дыр, и его эмоциональный танец под Высоцкого. Раду поставил финальный танец под Гаврилина, но когда я его танцевал, то внутренне все равно думал о том, как бы гениально это сделал Барышников, которого я могу назвать кумиром. Я же в силу своей актерской профессии старался это, скорее, сыграть. Но Раду в меня поверил.
90 процентов танцевал я сам! Конечно, у меня был дублер - Денис Матвиенко, все прыжки исполнял он. Для того чтобы так прыгать, нужно с детства заниматься хореографией и быть актером балета. Кстати, с Барышниковым я успел лично познакомиться. Прошлым летом ездил на премьеру в Ригу, куда он приезжал со спектаклем «Письмо человеку», поставленным по дневникам танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского. Барышников - замечательный, скромный, потрясающий человек. Я даже успел с ним сфотографироваться. Знаете, кто-то мечтает о фотографии со мной, и я это не очень понимаю. Но зато прекрасно помню свои чувства, когда сфотографировался с Барышниковым. Вы не представляете, это такое ощущение счастья и внутреннего восторга!
- А вы не предложили ему посмотреть фильм?
- Мне бы очень хотелось, чтобы он увидел картину. Я передал ему диск. Мне интересна оценка таких мастеров. Тем более что эта история - не про балет, она про характер, про человека, который, имея стальной характер, уничтожил в финале самого себя для того, чтобы воплотить собственную идею в жизнь.
- Вы говорите в первую очередь о людях искусства?
- Это касается каждого из нас, не только людей творческих. Любой человек рано или поздно ставит перед собой вопрос: что я оставлю после себя в этой жизни? Мы недаром вместе с благотворительным фондом Константина Хабенского придумали акцию, которая будет идти до 16 апреля. На определенный номер можно отправить СМС с суммой денежного перечисления и таким образом помочь детям, которые борются с тяжелыми болезнями. И все люди, которые пришли в кинотеатр, имеют возможность помочь. И так тоже можно после себя оставить что-то хорошее и доброе. Даже элементарные 100 или 300 рублей. И уже будет возможность сказать самому себе, что ты спас чью-то жизнь…

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.03.2017

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,377275,225378,750572,3954
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня