От батика к валянию

Один из залов Культурно-выставочного центра Русского музея на время превратился в небольшое подобие модного дома. Действительно, почему не провести такую аналогию, если здесь есть подиум и манекены? Поводом для трансформации послужила выставка работ мурманской мастерицы Натальи Шиловой «Отражение воображаемого». В экспозиции представлены гобелены, костюмы и аксессуары, созданные из тканей в различных техниках.

- Наталья Рудольфовна более десяти лет является членом народного самодеятельного клуба росписи по ткани «Махаон» в отделе народного искусства и ремесел Мурманского областного художественного музея, - рассказала на торжественной церемонии открытия выставки заведующая отделом Галина Жаравина. - Первый свой творческий опыт она получила в школе ремесел. Пожалуй, процитирую слова мастерицы: «Когда я пришла в областной центр художественных ремесел на курсы росписи по ткани Татьяны Черномор, нашла то, о чем мечтала всю жизнь, - рисовать и радовать людей своим творчеством. А они, глядя на мои работы, становятся чуточку счастливее». Лучше и не скажешь, не правда ли?

Сначала Наталья Шилова освоила технику батика, а чуть позже ее заинтересовало еще одно направление - валяние. Мастерица самостоятельно изучила азы этого мастерства, и теперь северяне могут видеть текстильные работы, созданные в разных техниках, которые стали делом ее жизни.

Автор - постоянная участница выставок и фестивалей, которые организует областной художественный музей. Среди них - фестиваль плотницкого искусства, «Никольская ярмарка», выставка декоративно-прикладного искусства и многие-многие другие. Однако одним региональным уровнем Наталья Рудольфовна не ограничивается: в 2010 году ее работа «Синенький скромный платочек» стала лауреатом всероссийской выставки «Салют Победы», посвященной 65-летию со дня окончания Великой Отечественной войны, а в 2013 - 2018 годах мастерица участвовала в выставках «Российский Север».

- На выставке «Отражение воображаемого» можно говорить на самые различные темы, вплоть до истории костюма, ведь это в том числе и работа вышивальщиц, кружевниц, - сказала директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Новые техники, которые появляются, дают нам возможность совершенно иначе взглянуть на привычные вещи и на мир в целом. Мы наблюдаем здесь настоящее торжество создания уникальных вещей, и особенно приятно, что костюмы представлены в ансамбле, а не сами по себе.

Без единого шва

Посетители выставки могут увидеть около 30 работ, созданных Натальей Шиловой в последние годы. Это элегантные платья и костюмы, выполненные в техниках мокрого валяния и нунофелтинга, которые наверняка почти каждая гостья музея примерит мысленно на себя, а также чудесные аксессуары в виде платков и палантинов, красочные картины, гобелены и панно, которые восхищают своими изящными узорами.

- Почему выставка называется «Отражение воображаемого»? Каждый материал имеет свою историю. Когда берешь ткань, то прочитываешь ее, - рассказала мастерица. - И сама я во время работы над каждым проектом, от идеи до окончательного воплощения, придумываю какой-то свой сюжет, а когда процесс завершен, смотрю и понимаю, что угадала. Мне нравится творить в такой манере, иначе ведь будет скучно. Я воображаю и отражаю, поэтому такое название.

Если говорить о панно, выполненных в технике горячего батика, то они буквально завораживают, настолько натурально выглядят и похожи даже на картины. Взять к примеру «Рябину» - мы видим гроздья, будто слегка покрытые снегом, или «Боярышник», созданный в темных сочных тонах: создается ощущение, что мы смотрим на куст сквозь сильный и крупный дождь. Такие эффекты мастерице удалось достичь, раскрашивая ткань.

Не менее любопытны другие работы, созданные в технике нунофелтинга - валяния шерсти на ткани. Здесь мы видим рельеф, который помогает создать объем, структуру картины. Особенно хорошо у Натальи Шиловой получились два панно - «Снег-1» и «Снег-2». Первое выполнено в бело-голубых тонах, второе - в розовых. Небольшие домики, сугробы и деревья кажутся очень мягкими и пушистыми. Впрочем, не только кажутся, но так и есть, только убедиться в этом нельзя - как мы все знаем, экспонаты трогать руками запрещено.

- Валяние получило широкое распространение в нашей стране лет 10-12 назад, - продолжила Наталья Рудольфовна. - Валяние на ткани появилось немного позже. В этой технике можно создавать платки, палантины, платья, гобелены и многое другое. Шерсть при взаимодействии и шелком, хлопком и другой тканью дает совершенно новое звучание. Если говорить о костюмах и платьях, то они цельные, двусторонние, созданы без единого шва. Сначала я придумала эскиз, затем вырезала и вышивала вручную.

Детали создания такой одежды мастерица не раскрыла - кому станет интересно, может узнать подробности в Интернете или в клубе «Махаон». Выставка «Отражение воображаемого» работает в Культурно-выставочном центре Русского музея до 12 апреля.