16.03.2018 / Культура

В объятиях солнца и воздуха

Открылась выставка московской художницы Валентины Диффинэ-Кристи

Фото: Сергей Ещенко
В выставочном зале областного художественного музея светло, нежно и воздушно. Такую атмосферу помещению придала экспозиция Валентины Диффинэ-Кристи, сочетающей в творчестве традиционную советскую тематику и собственные живописные поиски.
- Валентина Михайловна была абсолютным модернистом, работала в направлениях, популярных в ХХ - начале ХХI века, - рассказала куратор выставки старший научный сотрудник музея Ольга Кузьминых. - Художница много работала в жанре импрессионизма. Она вдохновлялась творчеством Константина Коровина, опиралась на произведения Клода Моне и Жоржа Сёра. Кроме того, на ее творчество оказал влияние муж Евгений Диффинэ, к сожалению, рано умерший - во время эвакуации в Самарканде.
Валентина Диффинэ-Кристи вышла из плеяды молодых художников, родившихся после революции. Жизнь многих из них оборвалась в 30-40-е годы прошлого века. Эстетические принципы, понимание сути искусства живописи приняты и усвоены ею от художников-экспериментаторов начала ХХ века. 
В творчестве Валентина Михайловна совершенствовалась в глухие и тяжелые для отечественного искусства 40-50-е. И чем упорнее художник преодолевала неблагоприятные внешние обстоятельства, тем более крепким, убедительным и жизнеспособным становилось ее мастерство.
В годы социалистического реализма и сурового стиля у художников было меньше возможностей самореализоваться. Как правило, они творили в мастерских для себя и коллег, а работали по заказу.
Наша героиня умела сочетать эти условия и свою любовь к импрессионизму. Так, работая в 70-х годах на заводе, она создала серию портретов рабочих. И даже изображения мужественных сварщиков и фрезеровщиков получились у нее весьма романтичными. Художница уходила от профессии персонажей к главному для себя - свету и воздуху.
По мнению специалистов, Валентина Диффинэ-Кристи является художником постимпрессионизма и отчасти постмодернизма, в котором происходит замена «физики» образа его эстетикой. Она почти отказалась от контура или старательно его избегала, как можно избегать рамок-ограничений вообще, а в изобразительном искусстве в частности.
Подтверждение - слова самой Валентины Михайловны: «В живописи не существует контуров. Границы и предметы определяются только сочетанием красочных пятен цвета, объектов живописи. И отношения между ними очень точны, и нужно особое усилие, чтобы постоянно видеть, как сочетаются цвета во всей композиции одновременно. Работая, нельзя допускать случайного или придуманного цвета».
«Придуманный» - это, по-видимому, фальшивый цвет, как неверно взятая нота. Живописный «беспорядок» Валентины Диффинэ-Кристи всегда организован и подчинен логике цветовых гармоний.
- Линия в картинах художницы - это неясный призрачный контур реального, цвет иногда конкретен, иногда не больше чем мираж, - продолжила Ольга Кузьминых. - Не предмет, а пространство, наполненное цветом, - главное в живописи Диффинэ-Кристи. Точнее, они равноценны. Пространство, как окружающие обстоятельства, создает предмет, а предмет обуславливает, определяет, каким должно быть окружающее пространство. Все вместе - это единое гармоничное целое, называемое образом.
В конце творческого пути в работах Валентины Михайловны стали уходить формы, изображения очень размытые. Этот период специалисты называют «белым на белом», или духовным импрессионизмом, одним из наиболее знаковых. Примечательно, в России больше никто не работал и не работает в этом направлении.
Мастер не запечатлевает, она переносит из нашего живого мира не сущность, но образ, не физические характеристики, а импрессионистские, впечатления не натуралиста, а художника. Автор наполняет пространство холста своими, свойственными только Диффинэ-Кристи, душевными и поэтическими состояниями. В ее картинах нет предметов, которые можно описать как некий материальный объект, порой им затруднительно дать название - это, скорее, знаки предметов.
К примеру, холст «В Гурзуфе» 1992 года представляет, как следует из названия, конкретное место, но кажется возникшим в результате некоего мистического опыта. В центре композиции белым по белому мерцает и переливается радужными искрами то ли сверкающая вода, то ли прозрачное пламя, то ли скопление звезд. Создается ощущение, что художница словно подает зрителю таинственный знак перед своим уходом.
Валентина Диффинэ-Кристи ушла из жизни в 2010 году. Она прожила в одиночестве 70 лет, так и не выйдя снова замуж. Но оставила потомкам свою живопись, свои жизненные принципы, свое многогранное творчество, которое нам еще предстоит осмыслить.
Мурманскому областному художественному музею картины Валентины Диффинэ-Кристи предоставил московский коллекционер Иван Хотинский. Он в свое время спас коллекцию, организовал своего рода фонд художницы, и с тех пор произведения путешествуют по городам нашей страны. Примечательно, что в каждом городе, куда приезжает экспозиция, коллекционер оставляет одну картину местному музею. Чтобы как можно больше людей могли познакомиться с творчеством автора. Такое для современных собирателей редкость.
Выставка «Свет и воздух» работает в главном здании областного художественного музея на улице Коминтерна до 8 апреля.

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.03.2018

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,488873,932777,289671,3077
Афиша недели
Вне поля зрения
Гороскоп на сегодня