Хлеба и зрелищ

От шествий со статуей Диониса и веселыми песнопениями до современных классических постановок - за почти три десятка веков театр проделал интереснейший путь. Это сейчас мы привыкли смотреть спектакли, сидя в креслах зрительного зала. А раньше все происходило на улице. Как именно? Машину времени еще не изобрели, однако у нас есть возможность познакомиться с историей театра, запечатленной художниками, жившими в разные эпохи. В областном художественном музее работает выставка «Музыка, театр, зрелище», на которой представлена графика из коллекции Владимира Беликова.

Петр Борель. «Салтыков-Щедрин. «Губернские очерки. Именины». 1869 г. Бумага, цветная литография.

- Это хороший друг нашего музея. Нынешняя выставка уже шестая по счету, которую коллекционер предоставил нам на время, - сказала директор музея Ольга Евтюкова. - Можно сказать, что перед нами энциклопедия. Энциклопедия истории театра и энциклопедия графических техник. Все работы заслуживают внимательного, детального и размеренного знакомства. Только представьте, сколько труда вложено в произведения: каждый оттенок - это отдельная доска для печати.

Выставка «Музыка, театр, зрелище» разместилась в двух залах. В первом посетители увидят, каким был театр в разных странах: от древних времен с гладиаторскими боями, французского феодального, созданного по велению Людовика XIV, или японского кабуки до самого, пожалуй, близкого нам - русского.

Виктор Дувидов. «Театр кабуки». 1990 г. Бумага, цветная автолитография.

Если углубляться в историю, театральные представления появились в Афинах в V веке до нашей эры и были неотъемлемой частью религиозных праздников. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого числа зевак. Изначально актеры показывали только трагедии, комедии появились позднее. Интересно, что пьесы в основном показывали только один раз, что стимулировало авторов создавать все новые произведения. Но и это еще не все. Древние римляне были настоящими фанатами реализма, даже чересчур. В некоторых постановках актера, исполнявшего, к примеру, роль разбойника, в последний момент подменяли приговоренным к казни преступником, и на сцену лилась настоящая кровь...

Представления устраивались под открытым небом. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для удобства зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные склоны. Каменный театр был построен лишь в IV веке до нашей эры.

Развалины знаменитого Колизея, вакханалии, сцены осады Трои, бои гладиаторов, подготовка к празднику Золотого Тельца у подножия Синая - все это можно увидеть на представленных в выставочном зале работах.

Когда картины «звучат»

Другое настроение и другая история - у версальского театра. Людовик XIV очень любил танцевать, и благодаря его идее и желанию появился балет. Король-Солнце сам неоднократно выходил на сцену. По мнению специалистов, многие сохранившиеся поныне особенности балетных танцев объясняются происхождением балета, стилем поведения первых его исполнителей - придворных, обученных благородным манерам. Кроме того, все дворяне были знакомы с искусством фехтования, и многие его приемы использовались в танцах: например, «выворотность» - такое положение ног, при котором они от бедра до стопы повернуты наружу. Присмотритесь или вспомните, обязательные позиции ног, головы и рук в балете также напоминают позиции фехтовальщиков.

Жан Лепотр. «Версальский дивертисмент». 1676 г. Бумага, офорт.

Второй выставочный зал посвящен музыке и балету. Портреты Галины Улановой и Мариса Лиепы, Золотой зал Венской филармонии и симфонический концерт, сцены из постановок. Благодаря художникам мы можем совершить путешествие во времени, увидеть происходившее не только на сцене, но и за кулисами, в гримерках.

- Интересно, что художники обращаются не только к тем, кто участвует в представлении, - продолжила Ольга Евтюкова. - Через графику они передают даже музыку. Например, мимо картины «Золотой зал Венской филармонии» хочется пройти на цыпочках, затаив дыхание.

Очень живая и работа Сергея Эйгеса «Симфонический концерт», созданная в 1941 году в технике офорта. Дирижер взмахивает палочкой, пианистка замерла в ожидании, оркестранты наготове - кажется, что вот-вот зазвучит музыка.

Дж. Пилизотти. «Бой гладиаторов». Середина XIX в. Бумага, литография.

Одним из самых ярких произведений в экспозиции является цветная автолитография Михаила Шемякина на тему балета Стравинского «Весна священная». Как рассказывал сам автор, для него эта работа имеет особое значение: она - творческая дань великому композитору, который в 1962 году открыл его как художника и первым увез произведение Шемякина на Запад.

Вообще, художники постоянно обращались и обращаются к теме праздников, и благодаря им на холстах и бумаге сохранились изображения зрелищных искусств и массовых театральных представлений. Франческо Бартолоцци и Обри Бердслей, Андрей Гончаров и Жан Гранвилль, Жак Калло и Жан Лепотр, Василий Тимм и Янс Санредам, Владимир Фаворский и многие другие мастера оставили нам свои произведения.

Выставка «Музыка, театр, зрелище» работает в отделе «Культурно-выставочный центр Русского музея» на улице С. Перовской до 19 мая.