02.03.2017 / Культура

Время сломанных судеб

В Москве идут съемки нового фильма «Мятеж»

Фото: Вадима ТАРАКАНОВА (ИА «Столица»).
Рабочие моменты съемок фильма «Мятеж».

Попасть из нашего века в век минувший оказалось просто. Достаточно побывать на площадке нового многосерийного фильма «Мятеж», который снимает киностудия КИТ по заказу Первого канала. Работа над сценами бала идет в декорациях, выстроенных в ангарах бывшего литейно-механического завода на юго-востоке Москвы. Юноши в форме кадетов и фраках, девушки в вечерних платьях с прическами, знакомыми по фото начала прошлого века, начинают танцевать под музыку сразу после команды режиссера «Мотор!».
Не про смерть
Историю о восстании 1918 года в Ярославле снимает режиссер Сергей Пикалов («Не родись красивой», «Второе дыхание», «Нянька»). Оно вспыхнуло в июле, вдохновили его левые эсеры во главе с небезызвестным Борисом Савинковым. Это было белогвардейское выступление с целью ликвидации большевистской диктатуры, восстановления политических и экономических свобод.
К восстанию в Ярославле примкнули офицеры и добровольцы. Оно было жестоко подавлено. Но картина - не про смерть, кровь и жестокость. В центре «Мятежа» семь лет из жизни купеческой дочери Елизаветы Журавлевой: от 18-летия в 1914 году до 1921 года, когда она была арестована ЧК. Любовь к бедному курсанту Владимиру Сычеву, ненависть к капитану Николаю Крушевскому, за которого девушку против ее воли отдали замуж... На допросе в ЧК Лиза и рассказывает историю Ярославского восстания - так, как она его увидела. Тем самым создатели проекта намекают нам, что это не документальное кино, а взгляд обычного человека на исторические события, очевидцем и участником которых ему довелось быть.
Как нам рассказал режиссер картины Сергей Пикалов, на главные роли актеров отбирали долго и тщательно.
- Мы с самого начала имели четкое представление о том, какими должны быть занятые в нашем фильме актеры, чтобы соответствовать создаваемым образам, - рассказал нам режиссер. - Важны были не только физические данные, но и внутренний мир, и умение передать сложные душевные переживания. Много поступков наших героев основано на чувствах, на эмоциях.
По итогам кастинга роль Елизаветы Журавлевой досталась актрисе Любови Аксеновой, ее брата сыграет Павел Табаков. В роли супруга Елизаветы князя Николая Крушевского - Юрий Чурсин, а возлюбленного героини - разорившегося дворянина Володю Сычева - играет Алексей Бардуков.
Кроме того, в фильме мы увидим и Сергея Никоненко - ему предстоит на время стать богатым купцом, а Сергей Шакуров исполнит роль отца Николая Крушевского. Снимаются в фильме также Сергей Степченко, Наталья Карпунина и многие другие актеры.
Предметы ушедшей эпохи
Кроме столицы съемки «Мятежа» проходили в Ярославле и Костроме.
- К сожалению, превратить современный город в тот, который был сто лет назад, невозможно, - говорит Сергей Пикалов. - Нам даже на набережной приходилось какие-то объекты во время некоторых сцен маскировать. Конечно, придется для воссоздания исторической обстановки использовать компьютерную графику. На литейно-механическом заводе, куда нас пригласили, построено несколько домов, в которых живут герои и происходят какие-то события фильма.
Как похвастались нам создатели проекта, все декорации были возведены всего за несколько недель.
- Несколько сцен снимали в музеях, - рассказал нам режиссер. - Плюс этих съемок в том, что там находятся реальные предметы той исторической эпохи, но минус в том, что эти предметы нельзя трогать и не дай бог поломать. Многие сцены нам просто не позволили снимать, потому что можно случайно что-то повредить. Поэтому в таких местах мы ограничились просто общими планами.
Множество различных вещиц, которые передают характер той эпохи, пришлось воссоздавать по старинным фотографиям. Причем речь идет не только о каких-нибудь шкатулках или пудреницах, а и о вещах крупногабаритных и движущихся: телегах, каретах и даже большом дилижансе, который спроектировали и смастерили специально для этого проекта.


Перед началом съемок режиссер Сергей Пикалов внимательно изучил документы, рассказывающие о тех событиях. На съемочной площадке присутствуют и консультанты-историки: специалисты по военному и гражданскому костюму того времени, специальные реконструкторы, которые постоянно подсказывают, что и как должно выглядеть, учат обращаться с предметами, давно вышедшими из употребления.


Время максималистов
- Это не первый для меня исторический проект, - рассказал нам Павел Табаков, который был в этот день задействован на съемочной площадке (он не так давно снялся в фильме «Дуэлянт», где, кстати, также играл брата главной героини). - Я люблю это время: конец XIX - начало XX веков. Мне нравится читать художественные произведения того периода, смотреть документальные фильмы о тех событиях. И я практически сразу согласился на участие в этом проекте: сценарий увлек меня моментально! Кроме того, мне очень хотелось поработать с Юрием Чурсиным, которого я давно знаю.
Актер Алексей Бардуков тоже признался, что давно интересуется событиями того времени.
- Меня в первую очередь привлекла историческая канва фильма: жизнь и действия людей на фоне переломных для нашей страны событий, - рассказал нам Алексей. - Всегда интересно окунуться в прошлое, попробовать понять людей, которые вершили историю: их мысли, их надежды, мотивы их поступков. Мой персонаж по ходу сюжета полностью меняется. В начале истории зрители видят его молодым романтичным курсантом, будущим офицером, у которого вся жизнь впереди. Он влюблен, и ему кажется, что только так и может быть. И вскоре в его открытое сердце и душу вонзают нож, и вся его жизнь идет под откос. И все его приоритеты переворачиваются.
Сергей Никоненко сегодня тоже на съемочной площадке. В перерывах между съемками кутается в пуховик: прогреть огромный павильон зимой практически невозможно.
- Я наконец-то дождался хорошего предложения с отличной драматургией, - говорит нам Сергей Петрович. - Кстати, это для меня - 222-я роль, некий юбилей. Мне прекрасно работается с молодыми актерами. После съемок говорю Паше Табакову: «Передавай привет родителям», - я ведь работал и с Олегом, и с Мариной, они оба такие замечательные, душевные люди и прекрасные актеры.
Сергей Шакуров перед началом съемок повторяет свою роль. Он в строгом костюме, загримирован: появились бакенбарды, усы и борода. И хотя фотографироваться категорически отказался, но побеседовать согласился. Жаль только, что у нас есть всего пара минут до начала съемок, а так хочется поподробнее расспросить актера об этом проекте.
- Вы знаете, люди тогда были совершенно другие - абсолютно не похожие, на тех, которые сейчас нас окружают, - говорит Сергей Каюмович. - Я уже окунался в это время, когда снимался у Андрея Кончаловского в «Сибириаде», и эту тему очень хорошо знаю. Поэтому и бороду с усами мне уже приходилось носить. Ведь в то время это было модно. Вроде как без бороды и усов ты не человек. Да и сама ситуация эта - революционная, предвоенная - не похожа ни на одну историю никакой другой страны. Не было никакой середины: или красное - или белое. И все поступки людьми совершались по одному принципу: все или ничего! Это было время максималистов. И мы в нашем фильме постараемся все это воспроизвести.
В эфир на Первом канале фильм «Мятеж» планируется выпустить в следующем телесезоне.

Опубликовано: Мурманский вестник от 02.03.2017

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня