Он все-таки зарезал ее на сцене Мурманской филармонии! Да до того натурально, да таким, знаете ли, убедительным клинком, чуть ли не мачете, что публика затаила дыхание...

Правда, потом лауреат международных конкурсов Роман Арндт галантно помог подняться с пола заслуженной артистке России Галине Сидоренко, но трагический финал оперы Бизе «Кармен» преследовал северян весь антракт концерта в честь 20-летия Мурманского филармонического оркестра.

Проверенная временем

А концерт был хорош! Звучала исключительно проверенная временем классика.

Начал оркестр издалека - с увертюры к опере «Волшебная флейта» Моцарта. Затем прозвучал вальс из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, а Роман Арндт исполнил арию Ленского. Для дирижера Дамиана Йорио опера знакома до последней ноты, он дирижировал ею не так давно в Норрландском театре в Швеции.

- А ведь я помню, как в 2005 году пела в «Евгении Онегине» на сцене Мурманского драмтеатра. За дирижерским пультом Дамиан Йорио, в оркестре мурманские и норвежские музыканты, репетировали в Осло, а выступали здесь. Как давно это было! Моя хорошая знакомая, ныне замдиректора филармонии Елена Завалиенко тогда еще играла в оркестре на скрипке, - рассказывает меццо-сопрано Галина Сидоренко в гримерке после концерта.

Ну и, наконец, фрагменты из оперы «Кармен». Ею тоже пять лет назад дирижировал наш вездесущий маэстро Йорио в московском музыкальном театре «Геликон-Опера». Однако если исполнительница партии Кармен неоднократно бывала в Мурманске, то Хозе у нас впервые.

- Я поражен не только качеством вашего оркестра, но и интерьерами вашего храма искусств! - улыбается тенор.

- Рома, за это респект, как нынче говорят, директору филармонии Виктории Чачиной. Я тоже была поражена скромной роскошью интерьеров в скандинавском стиле! - смеется в ответ Кармен, подливая «убивцу» свежезаваренный чай.

Дамиан Йорио и Екатерина Охраминская.

Кто там? Судьба!

Перед началом второго отделения Дамиан Йорио выступил с прочувствованной речью (между прочим, на хорошем русском), сказав немало лестного о нынешнем убранстве реконструированной филармонии. Еще больше добрых слов было адресовано оркестру, который, по мнению маэстро, за минувшие годы заметно вырос в профессиональном отношении. Что ж, два десятка лет назад молодой английский дирижер вдохновил, буквально зажег мурманских исполнителей. Но и наш коллектив, которому Йорио отдал пять лет, сыграл значимую роль в его карьере, уже достаточно долгой музыкальной судьбе...

Второе отделение концерта было полностью отдано Пятой симфонии Бетховена. И далеко не случайно. 17 декабря начался год 250-летия композитора, которое будет широко отмечаться во всем музыкальном мире.

Когда прозвучали мощные вступительные четыре такта, мороз пробежал по коже. «Так судьба стучится в дверь», - комментировал в свое время автор. Сейчас уже трудно поверить, что первое исполнение в 1808 году не принесло композитору ни малейшего успеха. Ведь сегодня это бетховенское сочинение стало символом симфонической музыки вообще.

Наш филармонический оркестр в основе своей струнный, духовые инструменты привлекает при необходимости со стороны. Так, палочкой-выручалочкой периодически становится дружественный профессиональный оркестр штаба Северного флота. На этот раз духовиков пригласили также из Петрозаводска. А из Норвегии приехала кларнетистка Анна Роструп, которая нередко выступает вместе с мурманчанами. К слову, после концерта норвежская гостья сказала мне по-английски единственную фразу:

- Это было великолепно!

И прижала руку к сердцу.

Того же мнения придерживались и слушатели - излишне было даже спрашивать. Битком набитый зал аплодировал стоя. Маэстро выходил и выходил на поклоны, а аплодисменты все не смолкали. К сцене несли и несли цветы.

Наконец дирижер поочередно пожал руки концертмейстеру оркестра скрипачу Евгению Попову, затем концертмейстерам групп вторых скрипок, альтов и виолончелей - Елене Сафоновой, Марине Письменской и Екатерине Охраминской. И увел Евгения Попова за собой со сцены, иначе овации было, похоже, не остановить.

Аплодировали стоя.

Полет розы

Пора в гардероб?.. Впрочем, задержитесь еще на минутку. Расскажем напоследок сюжетик, который, с одной стороны, оказался в центре внимания, а с другой - имел скрытую от большинства подоплеку.

Вера Николаевна - завсегдатай областной филармонии, из тех, кого сотрудники знают в лицо. Но и на меломана бывает проруха. И пришлось Вере Николаевне в пиковой ситуации к ним обратиться: мол, судьба подставила подножку - не сумела купить билет на юбилейный концерт. Пуще того - на концерт, где должен дирижировать Дамиан Йорио, которого она обожает еще с первых выступлений. И если нынче не попадет в зал, то это будет просто зарубка на сердце.

Ей, конечно, пошли навстречу, оделив пригласительным билетом. Даже выразили сожаление, что не получится как-то отметить самых преданных поклонников филармонии. Хотя они того заслуживают: много ли существует качеств более ценных? Верность - другое имя любви, не так ли?.. В любом случае свое место в принаряженном зале мурманчанка нашла.

И вот Галина Сидоренко исполняет арию Кармен. На авансцену она вышла с крупной яркой розой в волосах, вторая виднелась из-за корсажа. Красная роза, известно, - эмблема любви, а Кармен - воплощение беспримесной страсти. Завершая арию, в порыве этой самой страсти певица выхватила цветок из-за корсажа и резко махнула рукой в сторону зала. И разжала пальцы. Алая роза медленно, точно в замедленной съемке (так, во всяком случае, показалось залу, добрая половина которого привстала, чтобы узнать, кому достанется дар), проскользила над зрительскими рядами. И опустилась по дуге прямо на колени Веры Николаевны.

...Вы по-прежнему считаете, что нет в мире справедливости? Счастья? Значит, вас не было на том концерте.

Любят в Мурманске свой оркестр, чей день рождения всегда и неизбежно будет похож на рождественскую сказку.