А вы знаете, почему окна называют глазами домов? С одной стороны, ответ очевиден: если представить, что здание - живой организм, то окна как раз и являются его глазами. С другой, находясь внутри, именно благодаря окнам мы можем увидеть то, что происходит снаружи. И наконец, третья причина не требует никакой фантазии: слово «окно» произошло от «ока», то есть глаза. 

Как бы то ни было, окна привлекают многих. К примеру, некоторые любят, идя по улице, заглядывать в них, становясь вольными или невольными свидетелями чужих жизней. Не остались в стороне и художники. Каждый из них по-разному воспринимает эти глаза домов и передает в своем творчестве. У северян сейчас есть возможность иначе взглянуть на мир - достаточно прийти в Мурманский областной художественный музей, где открылась выставка «Окна». Там представлены живописные и графические работы известных мурманских авторов, а также мастеров отечественного изобразительного искусства. 

Сергей Ещенко

- Посмотрите, какие красивые картины Татьяны Ковалевой, Анатолия Сергиенко, Андрея Ветрогонского. А таинственный Сергей Чеботарь, превращающий занавеску в сияние ангела! - сказала директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Конечно, это не все произведения с окнами, которые хранятся в наших фондах. Вообще окно - мотив очень популярный, и у каждого автора он свой. Как часть архитектуры оно может украшать здание, а может, наоборот, искажать его. Художники, которые пишут натюрморты, а на втором плане изображают окно, вид из него - это один взгляд, как правило, достаточно философский, восхищающийся и размышляющий. К примеру, Анатолий Шаковец любуется Мурманском и его ландшафтом. А может быть другой взгляд, когда художник позволяет нам выступить в роли подглядывающих, рассматривающих, что происходит на кухне. На другой работе в открытое окно мы видим двух хозяек, кстати, с очень характерными кувшинами, по которым довольно легко определить время, изображенное на картине. 

Другая красноречивая работа создана Орестом Верейским. Посетители музея видят заклеенные стекла - символ войны. Также автор изобразил лампу, игрушку и скудный ужин на столе, а в окне - реалии того времени.  

Сергей Ещенко

Не менее интересно полотно Андрея Ветрогонского «Неоконченный ужин». Даже не читая название, мы примерно можем понять, что происходит. Обобщенная манера автора дает импульс, что герои ведут крайне напряженный разговор. Мужчина, положивший руки на плечи женщины, успокаивающий или, может быть, жест прощения. Но окна на заднем плане дают понимание, что эти люди не одни в этом мире. И хотя окна безликие, они существуют. 

- Многие художники относятся к окну с философским и даже фантастическим подтекстом, будто играют в ребусы, - продолжила Ольга Александровна. - Посмотрите на картину Николая Ковалева. Блики, которые попадают из слухового окна чердака на стены, задают зрителям загадку. Однако, когда все встает на свои места, мы понимаем, что именно изобразил автор, все становится удивительно понятно: вроде бы какоето чувство уныния при взгляде на заброшенные коробки и какието конструкции, но свет льется, давая надежду. 

На отдельной стене расположились две работы Завена Аршакуни. Они абсолютно разные: яркая многоцветная живопись и строгая чернобелая графика. На первой изображен март, и мы снова обращаем внимание на фантастические элементы: художник изобразил птиц, но откуда они летят? То ли со стола, на котором стоит букет цветов, а за окном - заснеженный Петербург, то ли вылетают как символы воли, свободы и наступающей весны.  

По соседству - классический натюрморт с окном, графика. Он деревенский, но советский - на наличнике дома напротив вырезаны серп и молот. В помещении же, где творил автор, на столе герань, пузатый самовар, чайник - ощущается благополучие, тишина, умиротворяющая и автора, и того, кто смотрит его работу. 

Вот такая любопытная и насыщенная символами получилась выставка «Окна». Если и вы хотите попробовать разгадать загадки художников, приходите в главное здание музея на улице Коминтерна. Экспозиция работает до 1 сентября. 

Сергей Ещенко