В минувшее воскресенье зал филармонии был практически полон. И не удивительно: органные концерты пользуются неизменным успехом у северян. Причем не только у завзятых меломанов. Хорошо знающие постоянных посетителей сотрудники филармонии на каждом выступлении встречают много новых лиц. А значит, еще далеко не все земляки слышали голос нашего короля музыкальных инструментов, и знакомство с ним продолжается...

На этот раз гостями Заполярья были уральские музыканты - впервые приехавшие к нам народный артист России челябинский органист Владимир Хомяков и лауреат международных конкурсов профессор Уральской государственной консерватории саксофонист Игорь Паращук. Музыканты, объездившие с концертами большинство органных залов страны, похвалили мурманский инструмент. И все же самое большое впечатление на них произвела публика - отзывчивая, чуткая, понимающая.

Впрочем, при полном зале здесь проходят не только органные концерты. И ценители музыки уже предвкушают главное событие этого сезона - фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». 20 и 21 мая выступления знаменитого коллектива - Национального филармонического оркестра России во главе с маэстро состоятся в филармонии, 22-го - в Североморске, 23-го - в Кировске. В качестве солистов с оркестром выступят молодые виртуозы: пианист Иван Бессонов и виолончелистка Анастасия Кобекина.

О предстоящем неординарном событии мы беседуем с заместителем директора филармонии Еленой Завалиенко.

- Елена Константиновна, после реконструкции здания на новой сцене филармонии уже выступали ансамбль «Солисты Москвы» во главе с Юрием Башметом, оркестр «Виртуозы Москвы», Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра, Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр… Как удается заманить звезд такой величины? У них же наверняка выступления расписаны на годы вперед.

- Мы стремимся каждый концертный сезон радовать земляков по-настоящему крупными музыкальными проектами, чтобы и здесь, на Крайнем Севере, у людей была возможность знакомиться с высоким искусством. А заполучить звезд нам удается благодаря многолетнему тесному сотрудничеству с Московской филармонией, ее программе «Всероссийские филармонические сезоны» и, конечно, личным контактам. Например, чтобы договориться о проведении фестиваля «Владимир Спиваков приглашает», директор филармонии летала в Москву и лично вела переговоры с маэстро. Надеемся, что этот фестиваль теперь станет в Заполярье традиционным.

- Интересно, а как выдающиеся музыканты оценивают новый зал?

- Очень довольны его прекрасной акустикой и чуткой, отзывчивой публикой. Например, Валерий Гергиев написал в Книге отзывов: «Ваш зал - наш новый друг!». А по мнению Юрия Башмета, он - один из самых лучших в стране. Во многом поэтому звезды с удовольствием принимают приглашения приехать еще. Приоткрою секрет: есть договоренность о выступлении Башмета и его оркестра в следующем концертном сезоне.

Теперь, когда сцена филармонии после реконструкции заметно увеличилась в размерах, мы наконец-то имеем возможность принимать большие коллективы.

- И сколько же музыкантов мы увидим на ней в концерте оркестра под управлением Владимира Спивакова?

- Ожидаем внушительный десант - 75 человек!

- Знаю, что с перевозкой инструментов часто возникают проблемы. В прошлом году Валерий Гергиев с оркестром приезжал к нам на специальном поезде. А как будет теперь?

- Теперь оркестранты прилетят на самолете. А литавры, контрабасы, другие крупные инструменты прибудут в большой фуре.

- Но ведь филармония имеет свои литавры.

- Да, у нас довольно большой арсенал ударных инструментов, есть и литавры. Это внушительных размеров котлообразные чаши, затянутые сверху кожей или пластиком. Но привозил же к нам Михаил Плетнев (на одно выступление!) свой рояль японской фирмы «Каваи», хотя у филармонии есть один из лучших инструментов в мире - рояль «Стейнвей». Что тут скажешь… Для большого мастера инструмент становится его продолжением.

- Елена Константиновна, на афишах значатся имена, пока мало известные широкой публике…

- Думаю я, как и многие, впервые увидела Ивана Бессонова на телевизионном проекте «Синяя птица». Забыть этого мальчика, двух его братьев - у него вся семья музыкальная! - было просто невозможно. И «Синяя птица» действительно принесла ему удачу: в прошлом году в свои 16 лет Иван стал первым российским музыкантом - победителем «Классического Евровидения»! Так что пианист Бессонов - это новое имя в музыкальном мире. Он уже дает сольные концерты в Мариинском театре, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, сотрудничает с ведущими мировыми дирижерами. В Мурманске он исполнит с оркестром концерт Моцарта № 20 ре минор.

Виолончелистка Анастасия Кобекина постарше, ей 24 года. Она - стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. В свое время стала победительницей телевизионного конкурса «Щелкунчик». Как и Иван, выступает со знаменитыми оркестрами, в составе камерных ансамблей играла с такими выдающимися музыкантами, как Гидон Кремер, Владимир Спиваков, Юрий Башмет… Анастасия сыграет очень красивый концерт Дворжака си минор, причем не только в Мурманске, но и в Североморске и Кировске. Вот с какими молодыми, но уже блестящими исполнителями нам предстоит встреча!

Хочу обратить внимание ценителей классики еще на один концерт, который состоится 27 апреля и, как и фестиваль, будет проходить при поддержке Министерства культуры России в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». Это концерт квартета имени Давида Ойстраха - уникального ансамбля, получившего мировое признание.

Все его участники - молодые музыканты, выпускники Московской консерватории, которые имеют свой особенный почерк, неповторимый звук. Например, первая скрипка - Андрей Баранов, обладатель просто огромного количества международных наград. Но самое главное, он спустя 75 лет повторил триумф Давида Ойстраха на самом престижном мировом состязании скрипачей - конкурсе имени королевы Елизаветы. После этой победы по решению семьи Давида Федоровича Ойстраха квартет получил право носить имя великого музыканта.

- А вам не кажется, что трио и квартеты, так востребованные еще в прошлом веке, стали пользоваться меньшим интересом публики?

- Да, по нашим наблюдениям, сейчас большей популярностью пользуются оркестры, хоры, эстрадно-духовые коллективы. А ведь сколько прекрасной музыки написано именно для камерных ансамблей! Не хотелось бы думать, что она уйдет на второй план. Вот, например, «Ночные молитвы» Канчели, которые у нас впервые исполнит квартет, - просто шедевр классической музыки! Тот, кто был на декабрьском концерте трио лауреатов Международного конкурса имени Чайковского, согласятся со мной: впечатления от выступления ансамбля такого уровня - это же просто космос!