Новая система обращения с твердыми коммунальными отходами заработала в нашей стране сравнительно недавно. И пока сложно оценить ее эффективность. А вот в соседних странах «мусорная реформа» уже дала свои результаты. На пути к экологически чистому будущему полезно будет проанализировать их опыт.

Финляндия - один из передовиков в этом деле. И речь идет не только об утилизации мусора, в стране-соседке ответственность за сохранение экологической безопасности начинается с законодательства и опирается на сознательное поведение каждого жителя.

Познакомиться с системой обращения с отходами в Финляндии журналисты из России, Белоруссии, Украины и Казахстана смогли в рамках пресс-тура.

Позитивный прагматизм

Журналистов приветствовал начальник отдела России министерства иностранных дел Финляндии Никлас Линдквист. Он отметил, что Россия является не только соседней страной, но и важным партнером Финляндии. Регулярно проходят встречи высокопоставленных представителей двух государств, на которых обсуждаются различные вопросы. Особое внимание уделяется проблемам экологии, обращению с отходами и изменению климата.

Финляндия делает ставку на сокращение выброса черного углерода, который играет негативную роль в процессе изменения климата, что особенно заметно в Арктическом регионе. Соседи уверены, что необходимо объединить усилия для ответа на глобальные вызовы современности.

- Финны прагматичны и амбициозны, - подчеркнул Никлас Линдквист. - Мы хотим быть первопроходцами в эффективном использовании ресурсов и низкоуглеродной экономике.

Ресурсы не резиновые

Обычно от мусора избавляются двумя способами: сжигают или складируют на полигонах. В обоих случаях окружающая среда страдает. Переработка, вторичное использование отходов позволяет защитить ее от вредных выбросов. Практичные финны видят в этом еще и экономическую выгоду, рассматривая мусор как сырье.

- Запасы ресурсов в мире стремительно сокращаются, тогда как население, напротив, растет, - заявил специалист по коммуникациям инновационного центра Sitra Самули Лайта. - Поэтому необходимо искать возможности обеспечивать потребности людей без наращивания расходов ресурсов.

Финны выудят из мусора все, что можно еще использовать.

Такой путь развития заложен в новой экономической модели, получившей название «циркулярная экономика». От традиционных она отличается тем, что продукт проходит не линейный путь - создан, использован, выброшен - а замкнутый цикл. То есть, отслужив свой срок, становится сырьем для получения нового продукта.

Делиться надо!

Но сводить суть экономической модели к простой переработке отходов неверно. Она предполагает и новое мышление, иной подход к потреблению. Взять, например, легковой автомобиль. По статистике, он эксплуатируется в среднем лишь восемь процентов времени и загружается не весь, а лишь наполовину. Остальное время просто занимает место в пространстве. Если же использовать весь потенциал машины, то есть предоставлять возможность передвигаться на ней не одной семье, а нескольким, то для транспортного обслуживания Хельсинки хватило бы всего четырех процентов нынешнего автопарка города. Еще меньше загружены яхты. При условии совместного пользования их можно оставить еще меньше, чем машин.

Финны уже движутся по пути совместного использования вещей. Россияне же относительно недавно с подобного сошли. В Стране Советов тоже многое было общим, народным. Граждане мечтали о личной собственности. Правда, с разрушением СССР не все ее получили, но те, кто завладел, делиться точно не захотят. Никак не могу представить, чтобы владелец навороченного джипа позволял пользоваться своей «ласточкой» кому-то еще. Хотя «шеринг» (экономика совместного пользования) набирает обороты в наших столицах. Но он больше смахивает на краткосрочную аренду, чем на совместное пользование.

Продавать шины или километры?

Новые подходы к организации производства член Мирового форума по циркулярной экономике Даниэль Кауфманн проиллюстрировал примером фирмы «Мишлен». Цикл изготовления продукции выглядел раньше следующим образом: компания покупала сырье, производила шины и продавала их. Основная цель была реализовать как можно больше продукции. Сейчас фирма не продает шины, она реализует их использование на определенное количество километров. Таким образом, компания сменила ориентиры с количества на качество продукции. Чем лучше будет шина, тем больше километров ее использования можно продать, соответственно, получить выше прибыль. Меняется отношение к бывшей в употреблении продукции. Ведь ее владельцем по-прежнему остается «Мишлен». Выбрасывать то, что еще может послужить, экономически невыгодно, а потому утилизировать старые шины компания не торопится.

Инновационный центр Sitra, специалисты которого рассказали журналистам о новой экономической модели, разработал первую в мире Национальную дорожную карту построения циркулярной экономики на 2016 - 2025 годы. План действий представлен различными ключевыми и пилотными проектами. Опираясь на дорожную карту, правительство Финляндии и Sitra выпустили Национальную программу действий по циркулярной экономике.

(Окончание следует.)