27.10.2010 / Экология

Пожары - с торгов. Большинство фирм, отвечавших за борьбу с огнем, никогда в лесу-то не были

Страшные лесные пожары минувшего лета, в одночасье поглощавшие целые поселки, еще долго будут на памяти у россиян. Для кого-то из ответственных чиновников они, как и снег по осени, были совершенной неожиданностью. Кто-то из специалистов, знакомых с проблемами лесного хозяйства, еще пару лет назад предрекал, что непродуманные и скороспелые решения, названные «конструктивной реорганизацией работы отрасли», когда-нибудь при роковом стечении обстоятельств неизбежно закончатся трагедией. О необходимости наведения порядка в российском лесхозе сегодня говорится на самом высоком уровне. Так какие же уроки надо бы извлечь в первую очередь? Об этом наш разговор с и. о. председателя комитета по лесному хозяйству Мурманской области Александром АЛХИМЧИКОВЫМ:

- Действительно, сегодня открыто и фактически официально признано: реформы 2006-2007 годов привели к тому, к чему только и могли привести. К тому же наложенные на экстремальные погодные условия прошедшего лета. Но нет сомнений, что даже при такой аномальной жаре сохрани мы дореформенные структуру, численность состава, саму организацию охраны лесов от пожаров, такой катастрофы, конечно же, не было бы. Тут, кстати, уместно провести аналогию с 1972 годом, когда по стране бушевали лесные пожары не меньшей силы. Тогда были незамедлительно приняты меры по усилению охраны лесов от огненной стихии, созданию авиабаз, пожарно-химических станций, десантной службы. То есть все то, что необходимо и чего пока не видно сегодня.

- Ну, тогда достаточно было одного сурового взора партии...

- Как бы то ни было, но система была эффективна. Во-первых, было централизовано тушение пожаров авиацией. Кроме главной авиабазы еще семь были размещены по регионам страны. Все они замыкались на Москву. Поэтому вопросы оперативного маневрирования рассматривались в течение от силы одного дня. А, учитывая, что Россия никогда не горела целиком и сразу, возможность перегруппировки сил была. Пожары занялись, допустим, в Курской области, а все спокойно в Карелии, значит, оттуда брали свободных десантников вместе с самолетами и перебрасывали в нужное место. Равно как и из других «негорящих» регионов. В том числе и наши мурманские пожарные-десантники (бывало, даже в количестве до 20 человек) направлялись и в Хабаровск, и в Иркутск, и в среднюю полосу, и в ту же самую Карелию.

- То есть силы быстро концентрировались в единый кулак?

- Абсолютно верно. Кроме того, мы всегда были полностью уверены: если в это время у нас вдруг заполыхает, то либо тут же вернут наших людей, либо без промедления поможет ближайшая область. И это было непреложной нормой, так что за «тыл» мы были всегда спокойны. Сейчас такое невозможно.

Во-вторых, в настоящее время на территории области размещается Мурманская авиационная база охраны лесов. Это развернутая штатная структура со всеми «вытекающими»: руководитель, замы, экономисты, бухгалтерия и так далее. Плюс к этому мы должны содержать два летательных аппарата, полученных при разделении функций по реформе. То есть держим полноценную летную службу. До этого у нас было авиазвено, входившее в состав объединенной Северо-Западной авиабазы. А это значит - минимум работников, не было никакой необходимости тратить немалые финансовые средства на содержание на территории области своих отдельных различных вспомогательных служб. Теперь горим мы, не горим, а «кормить» приходится полный штат.

Далее. Были лесхозы, при которых состояла лесная охрана. Если ее сотрудники, выезжая на посадки, сев, рубку и прочее, замечали по пути очаг возгорания, тут же приступали к его ликвидации. После реорганизации все хозяйственные функции у лесхозов отняли, а сами они стали лесничествами - чисто административными «конторами». Тушение не входит в их задачи. Лишь попутно обнаружив где-то огонь, они сообщают об этом на авиабазу, та - в свои структурные подразделения, которые в свою очередь принимают решение о направлении пожарных-десантников. Затяжка по времени получается слишком большая, порой приступают к делу только на второй день.

- А огонь не ждет, «работает» круглосуточно и без согласований.

- Ну это если только нарушителя попросить подождать с окурком. Если серьезно, то пожару действительно не прикажешь. В общем, то, что произошло, полным развалом, может, и не назовешь, но вся эта реорганизация лесного хозяйства привела явно к плачевным результатам. И я ведь еще не сказал о самом главном. Как можно было такое архиважное дело, как тушение лесных пожаров, выставлять на аукционы?! Ладно бы еще конкурсы. Перед ними претенденты представляют материалы о себе, и можно выбрать подходящую организацию. А тут заявляется невесть откуда взявшаяся строительная или торговая фирма, состоящая из гендиректора и его зама, платит больше остальных, выигрывает аукцион и - пожалуйста - может приступать к борьбе с огнем. Да они и в лесу-то никогда не были! Какой там опыт тушения, какое спецоборудование...

Придумавшего подобное новшество с полным правом можно обвинить если не в преступном умысле, то уж в некомпетентности точно. Насколько я знаю, правительство Российской Федерации и Рослесхоз все же дали поручение разобраться в ситуации, и, думаю, мы наконец придем к прямому сметному финансированию тех структур, которые профессионально занимаются тушением лесных пожаров. В Мурманской области это специализированная авиационная база. Ожидается, что уже к следующему пожароопасному - летнему - сезону 2011 года она будет получать деньги напрямую от государства, без аукционов и конкурсов. Здравый смысл возобладает. Справляться с огнем в городских квартирах никто ведь не доверит, скажем, комбинату детского питания.

- Какие еще конкретные меры намечены, чтобы минимизировать последствия непродуманных решений?

- На состоявшемся недавно в Москве всероссийском форуме «Лес и человек» этой проблеме уделялось, понятно, повышенное внимание. Кстати, есть, как ни странно, и положительное последствие реорганизации. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), помыкавшись в составе целого ряда министерств и ведомств, теперь стало самостоятельной структурой и напрямую подчиняется правительству России.

С удовлетворением восприняли участники форума новость о том, что будет увеличено количество пожарно-химических станций третьего типа. Это наиболее совершенный вариант. Про них в последние годы как-то позабыли. А ведь некогда они вполне исправно делали свое дело. По некоторым данным, ежегодно в стране будет вводиться до 130 таких станций.

Возвращается лесная охрана. Правда, пока никто точно не знает, в каком именно виде. Но сам факт уже радует. У каждого участка должен быть свой конкретный хозяин - лесник. В Мурманской области с этим немного сложнее, слишком обширны площади. Зато в средней полосе получается по несколько гектаров на лесника. Он каждый день обходит свои «владения» и прекрасно знает, что там происходит. Способен выступить и в роли организатора тушения пожара, привлечь людей из ближайшего селения, предприятия. Так и было до реорганизации.

Прорабатывается идея восстановления пока семи межрегиональных центров тушения лесных пожаров. Возможно, наподобие военных округов, на которые разделена территория страны. Они будут оперативно реагировать на чрезвычайную ситуацию в каком-либо из субъектов Российской Федерации, незамедлительно высылать туда людей, технику, в случае надобности продукты питания.

Не скажу точную цифру, но заметно увеличиваются субвенции на следующий год. Это чувствуется и в Мурманской области. Хотя еще совсем недавно отмечалась обратная тенденция. Только на 2010 год они были урезаны на 15 процентов. Так что подвижки есть. А главное, извлечены уроки.

- С учетом специфики Крайнего Севера, что надо в первую очередь менять или, может, возрождать в плане пожароохранных мероприятий?

- Практически все нормативные акты федерального уровня по лесной отрасли принимаются в целом для России. Мы же постоянно выходим с предложением: хотя бы их часть субъект РФ должен принимать сам, исходя из местных экономических, природных и прочих условий. Не стоит выводить среднюю температуру по больнице. Прежде всего это относится к лесоохране. Когда она еще не была расформирована, в Мурманской области на одного лесника приходился участок общей площадью до 60 тысяч гектаров. Ясно было, что он никогда их не обойдет. Но, наверное, и участки по 5-7 гектаров, как в средней полосе, тоже не имеет у нас смысла «нарезать». Особенно в восточной части Кольского полуострова, вокруг Ловозера, Краснощелья. Там малонаселенные районы. Контролировать их легче с воздуха. Но в наиболее посещаемых местах области обязательно присутствие лесника. С правом привлечения к пожарозащитным мероприятиям местного населения.

- Многие предприятия имеют частную форму собственности, да и отдельного рядового гражданина нынче одними призывами к сознательности бросаться на огонь не принудишь. Это я к вопросу о привлечении местного населения.

- Вот как раз в этой части взаимоотношения более-менее четко определены нормативными документами. Представитель авиабазы заключает с руководителем частного предприятия трудовое соглашение, и «взятые в аренду» его работники получают за время занятости на пожаротушении средний заработок за счет федерального бюджета. Знаю по опыту, что некоторым руководителям даже выгоднее на летний период задействовать таким образом часть своих людей, нежели отправлять в неоплачиваемые отпуска. А это не редкость на производствах, носящих сезонный характер. Например, в лесозаготовительных пунктах. Лесничества из федеральных средств также могут оплачивать труд борцов с огнем из числа жителей ближайших населенных пунктов. Так что эта проблема вполне решаемая.

Андрей ПОПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.10.2010

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,665972,118376,293770,8901
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня