16.11.2010 / Экология

Станет «Лепсе» сухопутным?

Депутаты, чиновники, медики, спасатели, представители бизнеса, общественных экологических организаций собрались на днях на борту атомного ледокола «Ленин», чтобы поговорить о радиационной безопасности на территории нашей области, а также о безопасности нефтегазовой деятельности на арктическом шельфе. Поводом стал визит в Мурманск президента норвежского экологического объединения «Беллона» Фредерика Хауге.

Ему и предоставил слово ведущий встречи депутат областной думы, председатель комитета по природопользованию и агропромышленному комплексу Андрей Иванов, отметив, что пригласил эколога в Мурманск спикер регионального парламента Евгений Никора, когда в сентябре участвовал в работе круглого стола в Европарламенте.

Гость рассказал о своих впечатлениях от Мурманска, где в последний раз он был более 20 лет назад. С тех пор многое изменилось - организовано успешное международное сотрудничество при лидерстве России по утилизации атомных подводных лодок, проведению восстановительных работ в губе Андреева и Гремихе. Неизмеримо вырос уровень открытости российских ведомств, занимающихся проблемами ядерной и радиационной безопасности.

Но, несмотря на достигнутые хорошие результаты, по мнению г-на Хауге, в регионе есть еще нерешенные проблемы. В частности, одну из таких проблем составляет плавтехбаза «Лепсе», служащая хранилищем отработанного ядерного топлива (ОЯТ), выгруженного из реакторов атомных ледоколов и подлодок. Судно старой постройки, хранящее на плаву высокоактивные отходы, представляет потенциальную опасность, находясь практически в черте Мурманска у причала РТП «Атомфлот».

Тему сотрудничества продолжил генеральный директор «Атомфлота», депутат областной думы Вячеслав Рукша. Он в середине 90-х еще в качестве технического директора атомного ледокольного флота, входившего тогда в состав Мурманского морского пароходства, стоял у истоков многих совместных проектов. Вячеслав Владимирович подчеркнул, что без норвежской помощи вряд ли удалось бы за эти годы сделать столько и в губе Андреева, и в Сайда-губе, и на самом «Атомфлоте».

В Андреевой губе радиоактивные отходы (РАО) больше не попадают в окружающую среду. В ближайшие 2-3 года будет практически завершена реабилитация всего, что есть радиационно-загрязненного в Гремихе, претворен в жизнь большой международный проект по строительству на территории предприятия сухого хранилища контейнерного типа. В этом году оно примет очередные 28 контейнеров с РАО.

В течение 3-5 лет предполагается реализовать проекты по вывозу ОЯТ из губы Андреева и полной утилизации судна «Лепсе». На этом Вячеслав Рукша остановился подробнее, сказав, что работы с «Лепсе» делятся на два этапа - извлечение из трюмов ОЯТ и отправка его на переработку на комбинат «Маяк». Эту стадию Россия профинансирует самостоятельно. Затем - собственно утилизация судового корпуса, где может таиться немало радиоактивных «сюрпризов».

По предварительным оценкам, утилизация судна и доведение образовавшихся при этом РАО до безопасного состояния обойдутся примерно в 75 миллионов евро. Судно недавно прошло очередное докование, приняты превентивные меры по поддержанию текущей безопасности. Все это позволяет выиграть время для разработки наилучшей технологии утилизации. Тем не менее гендиректор «Атомфлота» полагает, что было бы целесообразно рассмотреть вариант поднятия «Лепсе» из воды и размещения его на площадке в Сайда-губе на 2-3 года, пока не разработают наиболее безопасную технологию утилизации и не появятся финансы.

Главная проблема - договориться с зарубежными донорами о временном хранении в Сайда-губе ОЯТ на борту «Лепсе». Существующими договорами это не предусмотрено - площадка предназначена только для хранения РАО. Вячеслав Рукша надеется на успешное разрешение этого вопроса. Он также рассказал о разработке технологии выгрузки ОЯТ с помощью дистанционно управляемых роботов, чтобы исключить облучение персонала. Люди будут управлять машинами с безопасного расстояния.

В рамках прошедшего затем круглого стола представитель «СевРАО» Александр Рогачев рассказал о том, что все так называемое кондиционное топливо из Гремихи вывезено. Осталось лишь проблемное - поврежденное. Запланированные работы ведутся своим чередом. На всех филиалах «СевРАО» работает автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО).

Норвежским гостям, проявлявшим беспокойство по поводу продления сроков работы реакторов Кольской АЭС, представитель станции Виктория Нигоренко ответила, что, во-первых, до 60 лет продлены сроки работы аналогичных реакторов советского производства на финской АЭС «Ловиса». Во-вторых, продлению сроков предшествует огромная и весьма затратная подготовительная работа. Готовить надо не только реакторы и связанную с ними автоматику, другие механизмы, но еще и в буквальном смысле горы бумаг. Коллегу поддержал и Вячеслав Рукша, знакомый с проблемой не понаслышке. В свое время продлевались сроки работы ядерной энергетической установки атомного ледокола «Арктика».

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.11.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня