08.11.2011 / Экология

Умоем и причешем горы и леса

«Мы детей не экологами должны растить, а гражданами», - так сформулировал сверхзадачу экологического воспитания заместитель председателя президиума КНЦ РАН Владимир Маслобоев. Разговор об этом шел на городской конференции, где своими предложениями делились ученые и педагоги. Чтобы воспитать у ребят сознательное, созидательное отношение ко всему окружающему в противовес циничному потребительству, семья, школа и наука должны действовать вместе.

Как? Есть масса способов: от уже опробованных творческих конкурсов на экологическую тему до экскурсий в лаборатории ученых, где можно прикоснуться к тайнам природы. И если это будут не «точечные» усилия, а настоящая волна, то спустя какое-то время не придется вопрошать: «Что же с нами происходит?». А пока именно такой риторический вопрос звучал в выступлении заместителя министра образования и науки Мурманской области Сергея Мякишева, который также стал участником конференции в Апатитах.

Впрочем, такой крик души рождается и у замминистра, и у рядового горожанина, когда он видит замусоренные леса и горы, грязные обочины дорог и сравнивает с «причесанными» и «умытыми» просторами Скандинавских стран. И ведь не скажешь, что у нас ничего не делается. Так, в докладе Сергея Мякишева прозвучали вполне весомые цифры: почти 90 процентов детских садов работает с «экологическим уклоном», треть учреждений дополнительного образования также ориентировано на это направление. В школах хоть и нет такого предмета, но интегрированно он все же присутствует в рамках преподавания других предметов естественно-научного цикла.

Имеется и нормативная база - федеральные законы («Об образовании», «Об охране окружающей среды», «Об энергосбережении»), и кадровый потенциал… И ведь работа ведется немалая. В тех же Апатитах действует муниципальная целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности» (в рамках которой, кстати, и состоялась конференция), причем не для галочки - много значимых мероприятий проводится. А чистоты и порядка в природе нет.

Однако люди, которые составляют форпост экологического воспитания, - педагоги всех звеньев, руки не опускают. Они-то знают, что этот процесс не одномоментный, долгий и тонкий. И лишь тогда результативный.

А результаты нам нужны. Бутылки и пакеты в лесах - еще не самый страшный, хотя и неприглядный, результат воздействия человека на окружающую среду. Если приплюсовать воздействие промышленности, то картина станет уже пугающей: только горнопромышленные предприятия страны ежегодно производят до 200 миллионов тонн твердых отходов и потребляют до двух миллиардов кубометров пресной воды, часть которой потом очищается, прежде чем вернуться в природу. В отвалах накоплено около 6 миллиардов тонн отходов производства.

Эти цифры привел в докладе Владимир Маслобоев. Кстати, Институт проблем промышленной экологии Севера, который он возглавляет, стал одним из инициаторов и организаторов конференции об экологическом воспитании. Ученые привыкли мыслить стратегически, стратегия же освоения Арктики немыслима без воспитания экологически мыслящих людей, специалистов разных направлений. Тогда Арктика останется достоянием и наших потомков, а не только нашим.

Владимир Алексеевич привел еще любопытные цифры. Они лишний раз подтверждают, насколько важно воспитание: по данным ВОЗ, здоровье человека приблизительно на 20 процентов зависит от наследственности, на столько же - от среды обитания, лишь на 10 - от качества медицинского обслуживания, зато на 50 - от образа жизни.

Ну а чтобы вести здоровый образ жизни, предварительно надо сформировать правильный образ мысли - справедливо считают те, кто поставил перед собой задачу экологического воспитания. Вот поэтому педагоги детсадов и школ активно направляют своих воспитанников, чтобы те принимали участие во всевозможных творческих конкурсах и акциях, которые организуют методисты городского управления образования и Дома детского творчества имени Ферсмана. Мальчишкам и девчонкам зачастую помогают родители, в результате круг участников значительно расширяется.

Теперь свою помощь предлагают и ученые. Так, Полярно-альпийский ботанический сад уже давно подготовил учебные программы, которые успешно опробованы в работе с дошколятами. Ждут ребят и в Институте проблем промышленной экологии Севера, и на Полярно-опытной станции ВИР - здесь специалисты готовы провести экскурсии в любой из лабораторий, а также устроить практические занятия и даже помочь в выполнении научно-исследовательских проектов. Есть конкретные предложения и у сотрудников Агентства энергетической эффективности Мурманской области, где прекрасно понимают, что без поощрения научно-технической мысли у детей и молодежи ни о каком энергосбережении говорить не придется. А научно-техническое мышление в современном мире, конечно, должно зиждиться на экологическом мировоззрении.

Итак, пути намечены. Теперь их надо «протаптывать» и расширять: делать это предполагается за счет создания ресурсных центров при домах детского творчества, укрепления сотрудничества с учеными и международных контактов.

Зоя КАБЫШ, Апатиты

Опубликовано: Мурманский вестник от 08.11.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,523876,092679,647873,8708
Афиша недели
Тени незабытых предков
Гороскоп на сегодня