18.01.2012 / Экология

Похороны по атомному разряду

Плавтехбаза «Лепсе» готовится к утилизации

Фото: Ещенко С. П.
Николай Шумков.

Более двух десятков лет ждет утилизации плавтехбаза «Лепсе». И только в последнее время ситуация, что называется, сдвинулась с мертвой точки. Превращенное в плавучее хранилище радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива судно стоит у причала «Атомфлота» всего в нескольких километрах от Мурманска.

Названное в память участника трех русских революций рабочего Ивана Лепсе, оно было заложено в далеком ныне 1934 году на Николаевских верфях как сухогруз. В начале шестидесятых, когда опыт эксплуатации первого атомного ледокола «Ленин» показал, что атомоходам потребуется вспомогательное судно для перегрузки ядерного топлива, «Лепсе» переоборудовали под плавтехбазу. Выбор пал не в последнюю очередь благодаря его очень прочному по тем временам корпусу.

С 1963 по 1981 год ПТБ «Лепсе» обеспечивала перезарядку атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь». После этого используется только для хранения ОЯТ и РАО. В 1988-м судно выведено из эксплуатации, в 1990-м реклассифицировано как судно резерва. С 1999 года «Лепсе» присвоен класс несамоходного судна.

Еще осенью 1986 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли специальное постановление об утилизации ПТБ «Лепсе». Но только спустя два десятка лет - уже в другой стране - был разработан первый эскизный проект этой непростой операции. В 2008 году проект утилизации «Лепсе» был включен в федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и период до 2015 года». На его реализацию предусмотрено бюджетное и внебюджетное (в рамках международной технической помощи) финансирование.

Утилизация «Лепсе» вошла в список девяти первоочередных проектов, разработанных по заказу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и включенных в Стратегический мастер-план утилизации и экологической реабилитации выведенных из эксплуатации объектов атомного флота и обеспечивающей инфраструктуры Северо-Запада России. В рамках названной выше ФЦП на его осуществление намечено выделить 320 миллионов рублей. Еще около миллиарда должен предоставить Евробанк.

С ходом реализации уникального проекта специалисты ознакомили членов общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области. Выездное заседание прошло на ФГУП «Атомфлот».

Практические работы по подготовке судна к утилизации, как доложил руководитель группы управления международного сотрудничества ФГУП «Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности» Михаил Репин, начались с 2010 года. Весь проект можно разделить на три части. Первая - подготовка судна к транспортировке и собственно его перевод в Снежногорск на судоремонтный завод «Нерпа». Вторая часть - постановка «Лепсе» на стапельную плиту СРЗ и подготовка инфраструктуры самой «Нерпы» к утилизации плавтехбазы. Третья - конечно, самая важная часть - выгрузка отработавшего ядерного топлива из хранилища (с находящимися на борту радиоактивными отходами проблем гораздо меньше) и утилизация самого судна. Часть контрактов на выполнение всех этих видов работ уже заключена, часть пока находится в стадии подготовки.

- Еще в 2005 году в рамках программы ТАСИС мы выиграли контракт на разработку эскизного проекта и комплекта проектно-организационной документации, - рассказал генеральный директор АНО «Аспект-Конверсия» Николай Шумков. - И с привлечением лучших российских специализированных организаций эту работу выполнили.

Проект был одобрен и утвержден всеми профильными ведомствами и контролирующими органами. Это дало основание для перехода к практической подготовке плавтехбазы к утилизации. Был получен грант Европейского банка. И в июне 2011 года работа началась.

- Работа сложная, - продолжил Шумков. - Количество документации огромное. Достаточно сказать, что одних только технических заданий - семнадцать штук. А ведь по каждому из них будут разработаны отдельные проекты, которые затем объединят в общий, так называемый сводный, который, опять же, пройдет все процедуры согласования и утверждения. И только тогда наступит момент, когда можно будет заказывать нестандартное оборудование...

Впрочем, часть работ выполнена уже, что называется, «в железе».

- В 2008-2009 годах был изготовлен стенд-имитатор хранилища отработавшего ядерного топлива «Лепсе». Сейчас он находится в «ОКБМ Африкантов». Это предприятие из Нижнего Новгорода, входящее в структуру госкорпорации «Росатом», которое является основным разработчиком оборудования для обращения с ядерным топливом, - рассказал заместитель главного инженера - начальник управления спецпроизводства ФГУП «Атомфлот» Андрей Абрамов. - На этом стенде предполагается настраивать все оборудование, изготовленное для предстоящей выгрузки ОЯТ с «Лепсе». Там же будет проходить и первоначальное обучение операторов. После этого стенд поступит на СРЗ «Нерпа», чтобы отрабатывать на нем нестандартные ситуации, которые могут возникнуть в процессе выгрузки.

Параллельно, как отметил Абрамов, ведутся подготовительные работы и на самом «Лепсе». Так, в 2010 году проведены очередной доковый ремонт и освидетельствование судна для продления возможности его безопасной стоянки. В прошлом году с него выгрузили твердые радиоактивные отходы. Сейчас они уже кондиционированы и размещены в упаковках типа НЗК (металлобетонные контейнеры, которые позволяют хранить ТРО до 300 лет с возможностью дальнейшего захоронения). С территории «Атомфлота» они уйдут в пункт длительного хранения «Сайда».

Но, конечно, главной отправной точкой проекта станет момент, когда само судно начнет движение к своему последнему причалу. И произойти это должно уже в третьем квартале нынешнего года. Сама по себе подобная операция весьма непроста, учитывая возраст плавтехбазы. Специалисты провели детальный анализ всех возможных вариантов перевода «Лепсе» от причала «Атомфлота» на СРЗ «Нерпа». В результате принято решение отбуксировать его в Снежногорск без вспомогательных средств.

Подобный вариант только на первый взгляд может показаться наиболее опасным. На самом деле - все как раз наоборот. Использование для поддержания плавучести судна понтонов из-за его возраста чревато повреждением бортов. Сухогруз тридцатых годов постройки - это вам не прочнейший реакторный отсек, вырезанный с годящейся «Лепсе» во внучки субмарины.

Транспортировать плавтехбазу в доке тоже нет смысла. Дело в том, что докование - как раз и есть самая сложная операция. Для этого «Лепсе» все равно придется выводить в акваторию залива, заводить в док и т. д. и т. п. Затем все это, только в обратном порядке, придется еще раз проделывать в Снежногорске, до которого и так рукой подать. И «Лепсе» может быть отбуксировано туда, что называется, без дополнительной поддержки. Судно, как подтверждают специалисты, находится в нормальном техническом состоянии, регулярно проводится его текущий ремонт, имеются все необходимые разрешения Морского регистра на его отстой. Так что это вовсе не корабль-призрак, который держится на плаву на одном честном слове.

К приходу судна в Снежногорск будет проведена определенная подготовка инфраструктуры СРЗ «Нерпа». «Лепсе» встанет у причала. Затем в течение года с него срежут надстройку и выгрузят большую часть оборудования - иначе говоря, максимально облегчат.

Следующая ключевая дата - лето 2013 года. Именно тогда «Лепсе» планируют поставить на стапельную плиту снежногорского завода. Сначала заведут в док, затем тот состыкуется со стапельной плитой, куда и перевезут плавтехбазу. Здесь ее разрежут на части. Те из них, где нет хранилищ и, следовательно, радиоактивности, - будут разделаны на металлолом. С оставшимися двумя блоками (носовым и кормовым) придется еще повозиться.

Носовой - именно там хранится ОЯТ - сдвинут со стапельной плиты в сторону. Над ним построят технологическое укрытие, оснащенное всем необходимым (и, заметим, по большей части нестандартным) оборудованием, включая перегрузочный комплекс, робототехнику, средства видео- и радиационного контроля и так далее. После чего начнется собственно выгрузка отработавшего ядерного топлива. На специальном автомобиле-контейнеровозе его будут доставлять на набережную, перегружать на плавтехбазу «Серебрянка» и увозить на накопительную площадку «Атомфлота». Конечным пунктом доставки ОЯТ станет производственное объединение «Маяк» - предприятие в Челябинской области, которое, в частности, осуществляет хранение и переработку отработавшего ядерного топлива.

Все просто, когда описываешь это на бумаге. Выполнить подобные операции на практике будет, мягко говоря, несколько труднее.

- Проект сложный и уникальный. Плавтехбаз у нас много, но утилизация «Лепсе» должна стать первой. Судно очень старое, - пояснил Николай Шумков. - Еще одна его «изюминка» в том, что здесь находится большое количество ОЯТ. Конкретно - 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС). Причем по штатной технологии их выгрузить нельзя, поскольку по большей части они уже признаны дефектными. И характер дефектов досконально не известен. Да и радиационная обстановка в отдельных помещениях судна достаточно сложная. Так что технологии выгрузки будут уникальными.

Но что же будет с, если так можно выразиться, останками самого судна после того, как оно лишится своего опасного содержимого? Напомню, останутся два блока - носовой и кормовой. Первый весом около трех тысяч тонн, второй - чуть меньше двух тысяч. Они будут помещены в специальные саркофаги (блок-упаковки) и отправлены на сухое хранение в ПДХ «Сайда».

Надо ли говорить, что и эта операция также будет уникальной? Ведь эти гигантские конструкции в два с лишним раза больше упаковок реакторных отсеков подводных лодок, которые сейчас возят в Сайда-губу. Согласно планам весь процесс комплексной утилизации плавтехбазы «Лепсе» должен быть завершен к началу 2016 года.

Фото: Ещенко С. П.
Андрей Абрамов.
Фото: Ещенко С. П.
Игорь ЯГУПОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.01.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,530575,923680,549873,4911
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня