25.09.2012 / Экология

Дорога на Партомчорр или тропа войны?

Вы любите природу? Лично я - да. И стараюсь заботиться о ее сохранении. Но меня почему-то всегда несколько смущали защитники ее чистоты, штурмующие очередную нефтедобычную платформу на своих надувных моторных лодках. Почему не на весельных? Ведь лодочный мотор расходует бензин, являющийся продуктом разгонки той самой нефти, с добычей которой они борются. Да еще, поди, к месту события прилетели на самолете. И GPS-навигаторы у них, наверное, имеются. А это - спутники. И для их вывода на орбиту ракета всякий раз прожигает дырку в озоновом слое планеты…

Спору нет, с варварским истреблением природных красот необходимо бороться. И социально активные, неравнодушные люди выступают тем самым колокольчиком, который привлекает к очередной проблеме общественное внимание. Но просьба одна - давайте при этом не перегибать палку?

А в последнее время у нас, по-моему, как раз это и происходит. Отдельные энтузиасты превратили будущую дорогу между месторождениями Олений ручей и Партомчорр Северо-Западной фосфорной компании в настоящую прифронтовую рокаду. (Об этом конфликте «Мурманский вестник» подробно писал: «Кто предложит «щадящий вариант»?» 7 сентября, «Экологи «хлопнули дверью»?» 18 сентября.) Дорога эта действительно должна пройти по территории будущего национального парка. Поэтому есть все основания поговорить о проблеме серьезно, руководствуясь не эмоциями, а здравым смыслом.

Два месторождения - в одни руки

Северо-Западная фосфорная компания (СЗФК) была образована открытым акционерным обществом «Акрон» в 2005 году для реализации проекта по созданию сырьевой базы для производства апатитового и нефелинового концентратов.

12 октября 2006 года СЗФК стала победителем конкурса по разработке резервных апатит-нефелиновых месторождений Олений ручей и Партомчорр. Запасы первого оцениваются в 392 миллиона тонн, второго - в 800 миллионов тонн руды. Причем в немалой степени победа компании на конкурсе была связана именно с тем, что СЗФК - единственная из всех участников предложила программу разработки не только Оленьего ручья, но и Партомчорра. Государству было выгодно отдать два месторождения, что называется, в одни руки. Поэтому сегодняшние упреки в адрес компании по поводу ее стремления освоить Партомчорр несправедливы. Это изначально предполагалось и поощрялось государством.

Где вы раньше были?

Безусловным преимуществом технико-экономического предложения СЗФК это самое государство признало - цитирую публикации тех лет - «наличие подробной технико-экономической оценки проекта, которую компания подготовила совместно с институтом по проектированию горнорудных предприятий «Гипроруда». Комиссия также отметила - опять цитирую - «тщательную проработку экологической составляющей программы СЗФК». В процессе ее подготовки она, кстати, получила положительные экспертные оценки Московского горного института, ООО «Безопасное недропользование», Инженерно-технического центра независимой экспертизы безопасности и сертификации взрывчатых материалов, НП «ИППЭС-эксперт». Вопросы технологии и последовательности ведения горных работ рассматривались на техническом совещании в управлении государственного горного и металлургического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Хочется спросить: где же вы были тогда, господа любители мхов? В этом вопросе, поверьте, нет иронии или тем более издевки. Почему вы не били тревогу пять-шесть лет назад? И если выводы экспертов не соответствовали действительности, почему не сообщили об этом миру и нам, жителям области, до того, как СЗФК вложила в гигантскую стройку не менее гигантские деньги?

В начале ноября 2011 года в карьере Оленьего ручья была добыта первая тонна руды. В мае следующего года карьер был введен в эксплуатацию. Еще через два месяца там же заработал новый горно-обогатительный комбинат. В строительство его первой очереди Северо-Западная фосфорная компания вложила более 400 миллионов долларов. Общий же объем инвестиций в реализацию всего проекта запланирован на уровне одного миллиарда долларов.

Под звуки медного таза

Можно, конечно, сказать: да и бог с ними, с деньгами, мы и без их миллиарда проживем в своей нетронутой тундре. Ну, насчет нетронутости - тут в последнее время подвижки, безусловно, большие. Сколько слез пролили неравнодушные к лону природы граждане по поводу возможного экологического ущерба от Штокмана и его толстой-претолстой трубы, которая перережет весь Кольский полуостров. Могут теперь успокоиться: Штокман и труба растворились в тумане. Как, впрочем, и инвестиционные ожидания. Прошла и паника среди городских сумасшедших, которые кричали: «О боже, куда же мы будем селить орды топ-менеджеров «Газпрома» с их деньжищами? Они же скупят наши квартиры по бешеным ценам!» Никуда не будем селить. Не приедут они. И деньжищи свои не привезут. И квартиры в Мурманске по-прежнему стоят, как в заштатном райцентре средней полосы.

Хотел бы ошибиться, но боюсь, что могут спать спокойно и жители поселков на западном берегу Кольского залива. Вряд ли в ближайшие годы шагнут сюда портовые краны. Злые языки утверждают, что над проектом Мурманского транспортного узла нависла тень пресловутого «медного таза», которым он вот-вот собирается накрыться. Нет в стране такого количества грузов. А значит, можно спокойно сидеть на бережку, бухать дешевую (на дорогую денежек не хватит - райончик-то депрессивный) водку и любоваться нетронутой природой.

Еще один проект - Севморпуть. Тоже мог бы чего-нибудь загадить в нашей любимой Арктике. Но, видать, не выйдет и у него. Асимметричность грузопотоков и, как следствие, порожние рейсы пока сводят на нет все его преимущества. В общем, победа на победе. Чистота, как после хлорки. Это с точки зрения экологии. Теперь давайте о финансах.

Финансовый романс

На августовском заседании правительства региона при обсуждении исполнения областного бюджета за первые шесть месяцев текущего года было подчеркнуто: в силу изменившейся конъюнктуры мировых рынков крупнейшие налогоплательщики края недосчитались доходов. А бюджет - соответственно - налога на прибыль.

- Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, мы недополучили 1,8 миллиарда рублей налога на прибыль, - сообщила министр финансов Татьяна Поронова. - Под вопросом то, как мы будем исполнять принятый бюджет. Для этого главным распорядителям бюджетных средств необходимо провести ревизию своих обязательств. Нужно жить по средствам.

Совершенно верно, жить надо по средствам. А бюджет, замечу, социально ориентированный. Кто хочет лишиться социальной поддержки? Что-то не видно леса рук. Правда, как заверила губернатор Марина Ковтун, социальные программы защищены, они не пострадают. Власти принимают для этого все необходимые усилия. Но делать это все труднее. Так зачем же, скажите, вставлять им палки в колеса? После переноса сроков освоения Штокмана и превращения Мурманского транспортного узла если не в мертвый, то уж, по крайней мере, в гордиев узел, потенциальных точек роста в области фактически не осталось.

Чтобы не затоптать идею

Единственным крупным инвестиционным проектом остается Олений ручей - Партомчорр. Его экономическую эффективность оценил министр экономического развития области Сергей Агарков.

- Что касается проекта, реализуемого СЗФК, то после его выхода на проектную мощность мы будем иметь ежегодно порядка 1,6-1,8 миллиарда рублей стабильных поступлений в консолидированный бюджет области, - сообщил он.

За двенадцать лет, начиная с текущего года, компания заплатит в бюджет более 16 миллиардов рублей налогов. Господа любители природы, у вас есть идеи, как получить такие деньги, не затронув природный ландшафт? А деньги эти крайне нужны. Нужны для выплаты зарплаты бюджетникам, предоставления льгот малоимущим гражданам, поддержки материнства и детства. Впрочем, я знаю возможный ответ: «Не губите тундру, создайте национальный парк, и благодарные туристы станут для края золотой жилой».

Что ж, давайте считать. По данным минэкономразвития региона, в настоящее время туристический поток на территории будущего парка составляет порядка 50 тысяч человек в год. Из них, дай бог если 10 процентов пользуются услугами местных туристических компаний. А все налоговые отчисления от этих компаний составляют порядка 5-6 миллионов рублей в год. Не густо, правда?

Но в минэкономразвития пошли дальше и начали прогнозировать. Предположим, всех туристов удастся охватить заботой местных турфирм, да еще их поток утроится. Заметим, это означает ежедневное присутствие в парке примерно 300-400 человек на джипах, квадроциклах и снегоходах. Тоже, согласитесь, немалое антропогенное воздействие на хрупкую природу севера. Так вот, даже при этом поступления в бюджет составят 140-150 миллионов рублей, что на порядок меньше, чем от СЗФК.

А что, спросите вы, нужно сделать, чтобы выйти на сопоставимые цифры? И на это ответ имеется: через парк нужно пропустить не менее миллиона(!) человек ежегодно. Во-первых, где их взять? Во-вторых, это уже 2700-2800 человек в день. Если в среднем они будут проводить в парке три дня, цифру придется утроить. Да они там все вытопчут почище самосвалов. И этот вопрос, к сожалению, никто из защитников природы не обсуждает.

Объединять, а не разделять

Деньги области, повторюсь, нужны. Но, безусловно, не любой ценой. И два проекта - крупное производство и национальный парк - не надо противопоставлять.

- Нужна золотая середина, компромисс, который позволил бы и природу сохранить, и в то же время дать возможность развиваться и наполнять доходами бюджет края, - считает Сергей Агарков. - И СЗФК к этому готова. Она идет на удорожание проекта, отказавшись от строительства обогатительной фабрики на территории самого Партомчорра, хотя с точки зрения логистики это наиболее выгодное решение.

Да, компания готова добывать руду Партомчорра более затратным, подземным способом, а затем отправлять ее на переработку на ГОК «Олений ручей». Для этого и нужна дорога, из-за которой разгорелся весь сыр-бор. В настоящее время идут экологические изыскания по ее строительству.

Вице-президент «Акрона» Сергей Федоров заверил, что СЗФК готова взаимодействовать с научными и общественными природоохранными организациями. Все вопросы проектирования и строительства автодороги будут решаться по результатам проведенных экологических изысканий. Для сохранения существующего видового многообразия в ареалах произрастания редких растений и местах миграции животных будут строиться специальные мосты, как это практикуется в национальных парках других стран. Сергей Федоров также подтвердил намерение компании участвовать в финансировании создания национального парка.

По-моему, это хорошая возможность совместной реализации двух проектов. И если перейти от противостояния к сотрудничеству, можно максимально сохранить природу Хибин, одновременно приумножив экономическую мощь родного края.

Фото:
Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.09.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,306575,370279,455172,7763
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня