01.07.2014 / Экология

Навечно подводные лодки

Оставленные на дне, они могут представлять реальную угрозу

Фото с сайта diveinfo.ru

Несметные природные богатства, перспективные транспортные коридоры и огромный туристский потенциал. Все это Арктика. Но здесь же на дне покоятся погибшие советские атомные подлодки, затопленные реакторные отсеки и тысячи контейнеров с радиоактивными отходами. О том, что скрывают глубины полярных морей, рассказал начальник лаборатории Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Алексей КАЗЕННОВ:

- Проблемой радиационного загрязнения Арктики мы занимаемся давно. Все началось еще с гибели «Комсомольца» в 1989 году. А исследования радиоактивных полей океана проводились и до этого. В 1993 году была организована первая экспедиция, которая уже непосредственно занималась анализом ситуации в приполярных широтах.

Следует добавить, что Мировой океан загрязняет не только Россия. Вспомнить хотя бы британский атомный комплекс «Селлафилд» у побережья Ирландского моря, где в октябре 1957 года произошла крупная авария, последствия которой ощущаются до сих пор.

Аварийные ситуации, как напомнил собеседник, происходили и с иностранными подводными лодками. На дне морском покоятся две американские субмарины: одна погибла в Северной, другая - в Центральной Атлантике. Но печальное первенство здесь, увы, за нами. К-8 погибла в Бискайском заливе, К-27 по прозвищу «Нагасаки» затоплена в Карском море, К-219 погибла в Саргассовом море, К-278 «Комсомолец» - в Норвежском, К-159 (Б-159) - затонула при буксировке у входа в Кольский залив.

- Надо сказать, что американцы особого внимания своим затопленным лодкам не уделяют и никакой информации по ним не предоставляют, - поделился Алексей Казеннов. - В свое время, когда мы занимались «Комсомольцем», была идея организовать совместное обследование всех затопленных ядерных объектов, но затем американцы на это не пошли. А надо сказать, что с их лодками ситуация гораздо хуже. Если наши затонули с поверхности, то их погибли на глубине, и, скорее всего, их реакторные установки разрушены полностью.

Но вернемся к нашим лодкам. Прежде чем перейти непосредственно к проблемам Арктики, в нескольких словах напомню о тех субмаринах, что обрели последний причал вдали от Севера. Чтобы отдать дань памяти.

К-8

Погибла в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года. Ценой собственной жизни экипаж успел заглушить ядерный реактор. По имеющимся данным, АПЛ находится на глубине 4680 метров, имея на борту 4 торпеды с ядерными боеголовками. Во время катастрофы погибли 52 человека. Это первые потери советского атомного флота.

К-219

Затонула 6 октября 1986 года в Саргассовом море (Северная Атлантика) после взрыва ракетного топлива в одной из пусковых шахт. АПЛ находится на глубине 5,5 километра, имея на борту 14 ракет с ядерными боеголовками.

- Что касается Арктики, здесь находятся атомные подводные лодки К-278 «Комсомолец», К-159, К-27, экранная сборка ледокола «Ленин», реакторные отсеки, а также контейнеры с твердыми радиоактивными отходами (ТРО), которые затоплены в заливах Новой Земли и на Новоземельской впадине, - уточнил Алексей Казеннов. - Основное количество объектов сосредоточено в Карском море. А наиболее опасные - это К-27 и К-159. Самую большую потенциальную ядерную угрозу представляет, конечно, К-27. При попадании воды в реакторный отсек на ней возможно возникновение самоподдерживающейся цепной реакции. Что касается К-159, то она имеет самый большой радиационный потенциал.

К-27

Единственный корабль, построенный по проекту 645 ЖМТ, с жидким металлом в качестве теплоносителя. Эта подлодка получила прозвище «Нагасаки». 24 мая 1968 года на ней произошла серьезная радиационная авария, при которой пострадал весь экипаж, 9 человек погибло.

В начале восьмидесятых К-27 была затоплена в Карском море у северо-восточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового. Имеет на борту два реактора с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ).

- Эту лодку мы осматриваем практически каждый год, - сообщил Алексей Казеннов. - Выхода радиоактивности пока не обнаружено. Все результаты в контрольных точках повторяются. В принципе, можно переходить к разработке проекта подъема. Для этого нужна инженерная экспедиция, чтобы оценить состояние корпуса, грунтов вокруг и выбрать правильную тактику работ. К сожалению, до сих пор такой экспедиции не было. Ее планировали организовать еще в 2012 году, но денег не нашли.

К-159 (Б-159)

Во время боевой службы лодка классифицировалась как «крейсерская». После вывода из эксплуатации ее переименовали в «большую». Отсюда разница в маркировках. АПЛ затонула 30 августа 2003 года вблизи острова Кильдин при буксировке на утилизацию из Гремихи в Снежногорск. Погибли 9 человек. Имеет на борту два реактора с ОЯТ.

- Она затонула прямо на входе в Кольский залив, очень близко от берега, на глубине 250 метров, - уточнил Алексей Казеннов. - Реакторы совершенно не были подготовлены к затоплению. Вообще говоря, реакторы на этой лодке практически полностью отработали свой ресурс. И активность там составляет сейчас порядка 150 килокюри (кКи). Это в полтора раза больше, чем у всего, что затоплено в районе Новой Земли.

В 2007 году при поддержке британских специалистов было проведено последнее обследование этой лодки в рамках международной программы АМЕК (программа экологического сотрудничества России, США, Великобритании и Норвегии в Арктике в военной сфере).

Визуальный контроль показал, что вокруг корабля очень много живности - рыбы, криль, крабы. Так что в случае выхода радиоактивности могут возникнуть серьезные проблемы с рыболовством в этом районе. На момент обследования лодка была безопасна, и первый контур (с радиоактивным теплоносителем) ее реактора не был разгерметизирован. В противном случае, по расчетам, корпус субмарины фонил бы. Пока этого нет. Вернее, не было в 2007 году. Но обследования необходимо повторять.

- А самое главное, надо принять решение: поднимать эту лодку или оставить на месте, - считает ученый. - Если из реактора пойдет активность и поступит в отсеки, вопрос подъема весьма усложнится. Надо будет принимать меры радиационной безопасности. Скажем, цезий, попав в воду, откладывается на стенках корпуса. И после откачки воды дозовые поля вокруг лодки окажутся весьма значительными. Людям работать в таких условиях будет затруднительно. Плюс сама вода из отсеков при подъеме лодки за счет перепада давления будет выходить наружу. В принципе, сбрасывать такую воду по всем нормативам нельзя. Поэтому надо будет ее предварительно откачивать, подгонять специальный танкер. В общем, все очень усложнится, если первый контур уже разгерметизирован. Но этого мы пока не знаем. Исследований этой АПЛ после 2007 года не проводилось. Нужно волевое решение. Иначе, если пропустить время, ее подъем может стать настолько трудоемким и опасным, что придется вести речь о строительстве саркофага на дне.

К-278 «Комсомолец»

АПЛ погибла в Норвежском море 7 апреля 1989 года после пожара. Имеет на борту один реактор с ОЯТ, который был заглушен экипажем, а также торпеды с ядерными боеголовками.

- Лодка затонула аварийно, когда находилась на боевой службе, - пояснил Алексей Казеннов, - ее реакторы тоже никак не были подготовлены к затоплению. И в них приличное количество активности. Порядка 90 кКи. Почти в два раза меньше, чем в К-159, но все же немало. АПЛ находится на большой глубине, около двух километров, первый контур реактора разгерметизирован, и из него выходит активность. Причем очень локально, через трубу вентиляции реакторного отсека, которая была открыта при затоплении. По выходу активности можно косвенно оценить состояние топлива в затопленном реакторе. Эта лодка в настоящее время является, по сути, стендом для исследования поведения топлива в морской воде. Трагическая ситуация дала возможность ученым получать важные данные для анализа. Поведение топливных стержней в морской воде до сих пор исследовано недостаточно. Известно, что они быстро начинают корродировать, и в течение месяца их герметичность нарушается. А вот что происходит дальше, никто не знает. Выход активности из лодки уменьшился с 1997 года более чем в 30 раз. И это очень положительная информация. Хотя, конечно, ее надо исследовать и анализировать дальше. Но большинство специалистов считает, что эта лодка особой опасности не представляет. Она теперь скорее объект для научных исследований поведения топлива в морской воде.

Реакторные отсеки

В районе архипелага Новая Земля, кроме уже упомянутой выше К-27, затоплены 3 реакторных отсека и экранная сборка (по сути - реактор) ледокола «Ленин». Все эти объекты содержат ОЯТ.

- Экранная сборка ледокола «Ленин», - заметил Алексей Казеннов, - затоплена в заливе Цивольки. Довольно таинственный объект: после затопления его долго не могли найти. Лишь в 2006 году мы его обнаружили, обследовали и провели подробные измерения уровня гамма-излучения. Никакого выхода радиоактивности из объекта нет. Но понтон, на котором он буксировался, разрушился полностью. Поднять объект, конечно, можно. Однако особой необходимости в этом нет. Радиационной опасности он не представляет.

Два реакторных отсека с топливом, один из которых - с К-19, прозванной «Хиросимой», затоплены в заливе Абросимова. Обследования показали, что лежат они бок о бок, хотя по документам расстояние между ними должно составлять около километра. Объект с К-19 полностью герметичен. Второй реакторный отсек лежит на боку, и под ним имеется пятно загрязненного донного грунта. То есть определенный выход активности из него был. И хотя концентрации загрязнения не наблюдается, нужны дополнительные обследования.

Последний из затопленных объектов с ОЯТ - аварийный реактор АПЛ, проходившей по документам как заказ № 421. Сказать о нем ничего нельзя, поскольку его до сих пор так и не нашли. Он покоится где-то в Новоземельской впадине. Найти там что-либо из-за больших глубин весьма трудно, а еще труднее идентифицировать. Для этого нужны мощные технические средства.

Твердые радиоактивные отходы

В районе Новой Земли также в большом количестве затоплены твердые радиоактивные отходы. Речь идет приблизительно (а точно никто и не знает) о 17 тысячах контейнеров. Но ТРО, безусловно, гораздо менее опасны, чем объекты с ОЯТ, о которых шла речь выше.

Активность затопленных ТРО относительно небольшая, суммарно около 11 кКи, и по закону радиоактивного распада она неуклонно снижается. ТРО упакованы в различные виды контейнеров. Где-то они сохранились лучше, где-то хуже, обросли морской капустой. Но результаты обследований показывают, что за пределы контейнеров активность не выходит, несмотря даже на то, что многие из них давно не герметичны.

- Обследование порядка 40-50 контейнеров, - добавил Алексей Казеннов, - показали, что уже в метре-двух от них активность в донных отложениях соизмерима с фоновыми показателями. Да, контейнеры разрушаются, но загрязнения если и имеются, то очень локальные. Гораздо большую опасность представляют объекты с ОЯТ.

Единой базы данных всех объектов, которые затоплены в Арктике, до сих пор не существует. Ее надо создать, чтобы потом разработать некий мастер-план, как ранее это было сделано в отношении береговых объектов и лодок отстоя. И принимать на его основе решения, что с ними делать - то ли их поднять, то ли оставить на дне.

Игорь ЯГУПОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.07.2014

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня