02.03.2016 / Экология

Отходы, которые мы производим

Авторы рисунка Наталья Виноградова, Алена Кушинова, Екатерина Пантелеева

Статистика утверждает, что в настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем до 4 центнеров бытовых отходов в год. Постепенно мы переносим эти центнеры из своих квартир в контейнеры, установленные неподалеку от дома. Однако мусор не исчезает в никуда, даже когда его вывозят со двора. Он продолжает жить своей жизнью, которая сводится в основном к гниению на свалке. Но все мы знаем про грядущие перемены в сфере обращения с бытовыми отходами. Перемены, которые позволят или культурно похоронить отходы - именно, похоронить, закопать, а не оставить под открытым небом. Или никому не нужный мусор сменит свой статус и превратится в имеющее спрос сырье. Коснутся новшества и платы за вывоз мусора.

Так когда же начнутся обещанные перемены? Об этом наш разговор с начальником отдела охраны окружающей среды областного министерства природных ресурсов и экологии Еленой МАКАРОВОЙ.

Новая старая услуга

- Елена Сергеевна, в последние дни в СМИ много говорится о появлении «налога на мусор» с 1 января 2017 года. Речь идет о тех переменах, которые должны были наступить, как обещалось ранее, в 2016-м? Напомните о них.

- Еще в 2015 году мы предупреждали о глобальных изменениях в федеральном законодательстве, регулирующем сферу обращения с отходами. Вопросы организации обращения с обычным бытовым мусором, который получил официальное название «твердые коммунальные отходы» (ТКО), относятся теперь в большей мере к жилищному законодательству. Жилищным кодексом устанавливается еще одна услуга, которая будет называться «услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Но ее только формально можно назвать новой. Управляющие компании и сейчас собирают с нас плату за нее. Однако точного размера платежа за мусор население пока не видит, поскольку искомая информация содержится в квитанциях в графе «Содержание и ремонт жилого помещения» и объединена с иными расходами. Которые все вместе пересчитываются затем на один квадратный метр жилой площади.

Поскольку услуга по обращению с ТКО переводится в разряд коммунальных, она должна быть исключена из услуг по содержанию и ремонту жилья. Но при этом следует помнить, что решение об изменении размера платы за содержание и ремонт жилья должно принимать общее собрание собственников помещений.

С момента предоставления коммунальной услуги информация о ее стоимости должна быть выделена в платежных документах отдельной строкой. Рассчитываться она будет уже не в зависимости от площади помещения, а от тарифа на услугу по обращению с ТКО, норматива накопления отходов на одного человека, а также количества проживающих.

- Поподробнее о тарифе, пожалуйста? Кто будет определять его величину, от чего она будет зависеть?

- Тариф должен установить уполномоченный орган - комитет по тарифному регулированию Мурманской области. Этот тариф должен быть экономически обоснованным, понятным и справедливым. Ведь очевидно, что проживающие в квартирах равной площади одинокий человек и большая семья образуют разное количество отходов. А при существующей системе расчетов стоимость услуги для них одинакова, что, согласитесь, несправедливо.

- Кто будет предоставлять новую коммунальную услугу - управляющая компания?

- УК должна заключить договор с региональным оператором, который и будет предоставлять коммунальную услугу. Причем может оказывать ее сам или через компании, специализирующиеся на соответствующей деятельности. В субъекте Федерации может быть как один, так и несколько региональных операторов, выбор которых будет осуществляться на конкурсной основе. В свою очередь, опять же на конкурсной основе, региональный оператор выберет субподрядчиков для сбора и транспортировки ТКО. При построении системы на таких конкурентных принципах разговоры о монополизации данной сферы безосновательны.

- Кто может стать региональным оператором?

- Проект постановления российского правительства, с которым можно ознакомиться на сайте оценки регулирующего воздействия, содержит ряд требований к региональным операторам. Основное - это владение объектами по обработке, обезвреживанию и размещению ТКО, на которые поступает более 50 процентов массы ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, либо наличие обязательств по созданию или модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года с даты опубликования сообщения о проведении конкурсного отбора в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве или иным соглашением, заключенным с субъектом Федерации. Эти объекты должны отвечать также требованиям законодательства и быть включенными в территориальную схему обращения с отходами, в том числе ТКО.

Допустят ли бизнес к отходам

- Сможет ли бизнес в новых условиях самостоятельно собирать коммунальные отходы?

- В обход региональных операторов - нет. Только заключив с ним договор. Следует заметить, что у бизнеса было достаточно времени для проявления инициатив и организации деятельности, соответствующей требованиям законодательства в данной сфере. Вспомним период существенной либерализации требований в области обращения с отходами, когда стали нелицензируемыми сбор, использование и транспортирование отходов всех классов опасности, а также обезвреживание и размещение отходов

5-го класса опасности.

Однако опыт 2009-2014 годов показал, что смягчение государственного регулирования в данной сфере не привело к формированию и развитию отходоперерабатывающей отрасли, а именно: к повышению качества и безопасности услуг, снижению цен и тарифов. Напротив, беспрепятственный выход на рынок недобросовестных участников, не соблюдающих экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, увеличил количество проблем. Пример тому - растущие как грибы после дождя несанкционированные свалки.

Сейчас государство намерено взять ситуацию под жесткий контроль. В экологической сфере возвращено лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Кроме того, становясь коммунальной, услуга будет контролироваться государством в рамках ограничения платы за коммунальные услуги.

- На основании каких нормативно-правовых актов государство будет осуществлять контроль?

- В настоящее время отсутствуют необходимые регламентирующие документы, которые должны быть разработаны на федеральном уровне и приняты правительством страны. Свод этих документов должен детализировать основные принципы построения новой системы обращения с ТКО: устанавливать соответствующие правила, основы ценообразования, порядок проведения конкурсного отбора региональных операторов, правила регулирования тарифов, коммерческого учета объема или массы ТКО, требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами и другие.

Последний срок?

- Когда эти документы будут приняты на федеральном уровне и какова сейчас позиция регионов по данному вопросу? Живут по старым правилам и ждут, когда появятся новые?

- Отсутствие федеральных нормативных актов, конечно, делает невозможным принятие региональных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок сбора ТКО, правила осуществления деятельности региональных операторов. Несмотря на это, министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области уже в 2015 году была начата разработка территориальной схемы обращения с отходами на основании тех норм, которые содержатся в законе об отходах производства и потребления. После принятия на федеральном уровне необходимых подзаконных актов схема, разработанная нашим министерством, будет приведена в соответствие с установленными требованиями и направлена на согласование в Росприроднадзор, а затем утверждена постановлением правительства области.

- Поясните, что включает в себя территориальная схема?

- Схема - документ, который должен стать планом организации деятельности по сбору, в том числе по раздельному сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на 10 лет. Она поможет определить, сколько отходов и на какие объекты предстоит перевозить.

Схема должна быть утверждена до проведения конкурса по выбору регионального оператора и стать для него своего рода «дорожной картой», описывающей процесс организации его деятельности.

В первую очередь в схему будут включены объекты обращения с отходами, создаваемые в рамках реализуемого правительством области концессионного соглашения. Напомню, что планируется построить полигон ТКО, мусоросортировочный комплекс и сеть мусороперегрузочных станций для нужд Мурманска, Кольского района, ЗАТО Североморск, Александровск, Видяево, Заозерск с привлечением инвестиций в размере не менее 1,25 миллиарда рублей.

- В какой стадии работы по концессионному соглашению? Сроки завершения строительства запланированных объектов все время переносятся. Какой срок сейчас?

- Министерство находится в постоянном контакте с концессионером. В рабочем порядке решаются различные вопросы, связанные с воплощением проекта в жизнь. Самое главное, что концессионер в непростых экономических условиях подтверждает свое намерение осуществить начатый замысел. Уже весной этого года в Мурманской области концессионер планирует открыть филиал ЗАО «Управление отходами», а в 2017-м гарантирует завершение строительства современных объектов для обращения с ТКО.

Беседовала Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 02.03.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

Минерал наоборот
Это история одного ученого, рассказанная им самим без пафоса и философствования, с самоиронией и искренностью

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,272167,357772,075770,1675
Афиша недели (16+)
 Российская космическая одиссея
Гороскоп на сегодня