Мода на проверку знаний

В последнее время по стране ежегодно катится просто вал диктантов - географический, этнографический, экономический, экологический, правовой, химический, даже физико-математический, включающий и вопросы по информатике. Есть еще и чисто математическая контрольная, тоже всероссийского масштаба.

Началось все с русского языка, с Тотального диктанта, где действительно пишут под диктовку текст, созданный известным современным писателем. Впервые мероприятие прошло в Новосибирске в 2004-м. В разные годы авторами текстов были Борис Стругацкий, Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Дина Рубина и другие крупные авторы. В нынешнем им стал писатель и литературовед Павел Басинский.

Во всех остальных всероссийских образовательных акциях вместо текста - тесты, задания, вопросы, то есть это настоящие контрольные работы, с помощью которых можно проверить свой кругозор в той или иной дисциплине. И надо признать, эти акции вызывают большой интерес - чтобы пройти диктант, за парту садятся и стар и млад. Причем с некоторых пор не только в нашей стране. Так, к Тотальному диктанту в этом году присоединились жители 80 стран, включая Объединенные Арабские Эмираты, Перу и Мьянму, где он прошел впервые. Географический диктант, который проводится, как правило, в ноябре, в прошлом году писали в 99 странах мира.

Равнение на экологию

Ну а совсем недавно, 20 сентября, юные россияне писали Всероссийский экологический диктант. Организаторами выступили Федеральный детский эколого-биологический центр и АНО «Равноправие» при поддержке комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Цель - популяризация экологических знаний среди обучающихся, воспитание экологически ориентированного поколения.

В нашей области диктант проходил на двух площадках - во Дворце «Лапландия» и в ковдорской школе № 1. Всего в нем приняли участие 79 ребят в возрасте от 12 до 16 лет из Мурманска, Оленегорска, Североморска, ЗАТО Александровск, а также Кольского, Терского, Ковдорского и Кандалакшского районов.

Среди заданий имелись вопросы на знание кодов переработки, экологического значения символов на упаковке или товаре. Их понимание и соблюдение упрощает процедуру сортировки мусора, заниматься которой нам всем скоро придется.

Были и вопросы по поводу негативных последствий вмешательства человека в жизнь природы - например, создания искусственных водохранилищ, вырубки леса, переселения какого-либо растения или животного в новые места обитания.

Если бы руки раньше дошли...

Участникам также предлагалось оценить соответствие потребностей современного человека и возможности планеты к самовосстановлению.

А оно связано с проблемой кризиса редуцентов. Это природные организмы, разрушающие отходы до исходных химических элементов. Они уже не успевают очищать биосферу от отходов нашей деятельности. Или даже потенциально не способны это делать в силу чуждого природе характера выбрасываемых синтетических веществ. Иначе говоря, биосфера теряет способность к самовосстановлению.

В итоге она испытывает физическое и химическое загрязнение кризисного уровня. Детям предлагалось уточнить, в чем этот кризис проявляется.

Да, воспитание экологически ориентированного поколения - крайне актуальная задача. Если бы у всего прогрессивного человечества до него руки дошли раньше, возможно, и не довели бы мы планету, на которой живем, до глобального загрязнения. И по всему выходит, что преодолевать его последствия придется как раз нынешней молодежи, в том числе участникам экодиктанта.

Все они получили сертификаты Федерального детского эколого-биологического центра. Призеры же награждены дипломами Регионального центра дополнительного образования детей.

Победила в диктанте мурманчанка, воспитанница детского технопарка «Кванториум51» Алина Кравченко, второе место заняла Наталия Гледенова, ученица школы № 4 поселка Умба, третье - Тимофей Тян из ковдорской школы № 1.