Рост добычи углеводородов, увеличение грузопотоков, строительство новых портов - освоение Арктики сейчас идет весьма активно. Как сохранить при этом хрупкую природную среду ледяного «континента?» И какую роль может и должна сыграть в этом общественность? Эти вопросы стали главной темой состоявшегося на борту атомного ледокола «Ленин» разговора за круглым столом, организованного общественным советом по безопасному использованию атомной энергии в Мурманской области. Место для проведения заседания выбрано было не случайно. Ведь недавно госкорпорации «Росатом» переданы функции единого оператора Северного морского пути.

- Сегодня мы обсуждаем арктические проекты и то, как общественность сможет в них участвовать, - сообщил секретарь общественного совета Сергей Жаворонкин. - Не секрет, что Арктика будет развиваться, а интенсивность судоходства - возрастать. Уже фигурируют цифры ежегодного грузооборота в 80-100 миллионов тонн. И их транспортировка должна быть безопасной.

На борту атомохода «Ленин» собрались представители экологических организаций, которые занимаются изучением этих проблем и поиском их решения, чтобы обсудить и сверить свои позиции и, самое главное, наметить пути взаимодействия с единым оператором Северного морского пути. Ведь ему предстоит не только обеспечивать безопасность мореплавания, но и заниматься развитием той инфраструктуры, которая будет создаваться в Арктике.

- Развитие Арктики необходимо вести комплексно, - продолжил Сергей Жаворонкин, - с учетом различных интересов. Должна осуществляться так называемая стратегическая экологическая оценка всех проектов. И развитие общественного контроля в той зоне, где будут реализовываться эти проекты. А они действительно грандиозные.

- Темы, которые здесь затронуты, являются очень острыми, - отметил принявший участие в заседании глава Мурманской области Андрей Чибис. - Освоение Арктики, безусловно, должно соответствовать всем стандартам защиты нашей природы. Арктическая природа особенно чувствительна к антропогенному воздействию. Те, кто называет себя туристами, часто просто убивают нашу тундру, не понимая, что уничтоженный одним движением вездехода слой почвы будет восстанавливаться двадцать, тридцать, а то и больше лет. Это, конечно, незначительный пример, но показательный. Принципиально важна жесткая позиция: во главе угла при освоении богатств Арктики должна стоять экология. Мы находимся в достаточно жестком переговорном процессе с нашими крупными компаниями, чтобы в ближайшие годы была обеспечена модернизация их производственных мощностей, направленная на снижение воздействия на природу. Это один из приоритетов нашей работы.

(Окончание на 2-й стр.)

Андрей Чибис пообещал, что эта первая его встреча с мурманскими экологами не станет последней. Диалог обязательно будет продолжен. Причем не только в рамках форумов и круглых столов, но и в более узком, экспертном, как выразился глава региона, составе.

- Наша компания активно поддерживает все экологические программы, - подчеркнул главный инженер ФГУП «Атомфлот» Олег Дарбинян. - Как связанные с реабилитацией территорий накопленного экологического ущерба, так и перспективные, относящиеся к развитию добычи углеводородного сырья и его транспортировке в сложных природных условиях Арктики. Ряд мероприятий уже реализован на наших ледоколах. Все, что выполняется в рамках развития судоходства, осуществляется нами в ключе и экологических аспектов тоже. В первую очередь, речь идет об обеспечении самой безопасности мореплавания. Наши суда оснащены специальными системами для ликвидации возможных аварийных разливов нефти. Наша задача - не только погоня за миллионами тонн в Арктике, но и безопасная их транспортировка. И мы осознаем всю меру ответственности, которая лежит на нас.

- Будем сотрудничать со всеми организациями, деятельность которых направлена на сохранение природы, - заявил директор Баренц-отделения Всемирного фонда дикой природы Олег Суткайтис. - А Росатом - это основная организация, когда речь идет о Северном морском пути. На нее, несомненно, ложится решение очень много вопросов. Помимо собственно хозяйственных - это и обеспечение транспортировки грузов, и сохранение окружающей среды. Поэтому Росатом должен быть одним из ключевых партнеров в диалоге о сохранении природы Арктики. Мы готовы к любым формам взаимодействия с ним. Самое сложное, конечно, - обеспечение безопасности при возможных разливах нефти. Это основная угроза экосистеме. Озабоченности добавляет и увеличение объемов грузопотоков. Поэтому крайне важно наладить тесный диалог с Росатомом.