В Швеции мне довелось побывать впервые. Случилось это в составе группы журналистов из российских регионов, входящих в состав Комитета по биологическим последствиям атомного излучения (BЕАR). Мы отправились в пресс-тур по энергетике «Зеленый переход». Он был подготовлен для российских коллег организацией «Баренц-Пресс Швеция», возглавляемой Тимом Андерссоном. Главной темой и стали подходы к решению в этой стране проблем экологии. Оказалось, что здесь ими озабочен каждый третий житель. Для сравнения: в Европе в целом это волнует менее десяти процентов населения.

Отходы - в доходы

К слову, по данным выборочного опроса ученых из Высшей школы экономики, проведенного весной этого года, полностью доволен экологической обстановкой лишь один процент россиян.

Качество воздуха не устраивает жителей Москвы, Тувы, Красноярского и Забайкальского краев, а также Астраханской, Кемеровской, Липецкой, Омской и Челябинской областей. А вот обеспокоены ситуацией с мусорными свалками 83 процента жителей российских регионов, где проводился опрос.

Так что в этом плане ситуации в Швеции можно только позавидовать. Здесь отходы перерабатываются практически полностью. Только за последние 20 лет шведам удалось снизить количество мусора, который утилизировался на свалках, с остававшихся на то время 50 до 0,5 процента. К тому же эта небольшая скандинавская страна ежегодно импортирует около 1,5 миллиона тонн чужого мусора. Не потому, что это очень уж прибыльно, а чтобы полностью задействовать имеющиеся мощности. А главное, чтобы чище становилась наша планета.

В 1991 году правительство Швеции ввело налог на выбросы СО2, что стало толчком к развитию биоэнергетики. Особенно это повлияло на рынок производства тепловой энергии, где за использование ископаемых энергоносителей приходится платить в соответствии с объемом выбросов в атмосферу углекислого газа. А вот производства электроэнергии и промышленности эта нагрузка не коснулась.

Уже в первой нашей гостинице привлекли внимание емкости для мусора, разделенные на три секции: для стекла, пластика и бумаги. На улицах шведских городов вместо наших привычных глазу урн - в ряд несколько разноцветных. И в каждой семье здесь так же: для стекла, для картона, для газет и отдельная емкость для другой бумаги, в четвертую бросают ненужный металл, в пятую - пластик. Отдельный контейнер отведен для пищевых отходов.

Разработана целая система, стимулирующая граждан меньше мусорить, а производителей - задумываться об утилизации их товаров. Например, используется принцип залоговой стоимости. Это когда товар в перерабатываемой упаковке продается с небольшой надбавкой. Если сдать банку или бутылку в специальный автомат, он вернет часть денег.

Пищевые отходы перерабатываются в газ и удобрения, бумажные идут в аналогичное производство, пластик - тоже... И привычка сортировать мусор вырабатывается с детства. Правда, на то, чтобы раздельный сбор отходов дошел до автоматизма, потребовались более двух десятков лет и всеобщая ответственность. Население обязано сортировать мусор, производственники отвечают за переработку используемой ими упаковки товаров, а власть - за выбор способа утилизации отходов.

Высокие технологи в помощь

В Швеции поставлена весьма амбициозная задача - резко сократить выбросы углекислого газа к 2050 году. Инновационные экологические решения - вторая важная составляющая для достижения этой цели. Сотни миллионов крон выделяет правительство страны на исследования и разработки в сфере экологии и защиты окружающей среды. Выработка биотоплива, интеллектуальные электросети, сбор и хранение углерода - на сегодняшний день наиболее заметные способы. Все наиболее значимые шведские предприятия и едва ли не все государственные учреждения избавляются от транспорта, использующего горючие виды топлива. На смену приходят электромобили, которые не оказывают негативного влияния на природу. В частности, известный производитель авто компания Volvo Cars с этого года полностью выпускает электромобили. Часть из них только с электрическим приводом, остальные - гибридные варианты. А машины, оснащенные лишь двигателем внутреннего сгорания, будут постепенно исчезать с дорог.

На крупнейшем в Швеции заводе по производству аккумуляторов постоянно работают над наращиванием их мощности и емкости. Речь не только о предназначенных для легковых авто. На электродвигателях работает, например, практически вся техника в шахтах.

Менее вредное, чем дизельное, воздействие на окружающую среду оказывает и топливо, получаемое из древесины. Речь не идет о специальных лесозаготовках для этой цели. Используются опять-таки отходы бумажной и деревоперерабатывающей промышленности. Из них получают масло, а из него - горючее и канифоль. Выхлоп от такого топлива намного меньше.

А что касается сбережения лесов, то закон, требующий посадки двух деревьев вместо одного срубленного, принятый сотню лет назад, сыграл свою роль. Площади лесов в стране увеличились практически вдвое.

Ветра, несущие тепло

В Швеции строится и самый крупный в мире ветропарк. Место, где устанавливаются ветряки, расположено между двумя электрическими линиями, а значит, уже есть условия для передачи энергии. На площади 450 квадратных километров будет установлено более тысячи ветротурбин. Срок службы каждой примерно 25 лет. Строительство согласовывалось с руководством коммун. И в их бюджет компания-оператор «Svevind» закладывала средства, которые через эти 25 лет службы пойдут на утилизацию сооружений после вывода их из строя.

Находясь в этом «двухэтажном» лесу, где над вершинами деревьев крутятся лопасти высоченных генераторов, мы не слышали громкого гула - работают они достаточно тихо... Компания, к слову, получила разрешение на производство материалов для фундаментов установок прямо на месте. В карьере копошатся машины и экскаваторы, заготавливая песок и гравий. Вечные антиподы - экономика и экология - в этом случае оказались партнерами. Поскольку привозят на строительство только цемент, резко сокращается выброс выхлопных газов от транспорта.

Мы побывали также в уютном доме, который обеспечивается энергией солнца. Для южных широт - дело вполне обычное. Но на севере, где светило - редкий гость, задумка весьма смелая.

Главное впечатление: в стране-соседке идет активный поиск путей решения вечного противоречия между экономической составляющей, нацеленной на рост потребления, и защитой среды обитания от вредного воздействия производства.