03.08.2017 / Экология

Завязывать шнурки вместе с детьми

Так определяют суть своей педагогической методики сотрудники Кандалакшского заповедника

Фото: Лев Федосеев

Недавно мне удалось подержать новорожденного птенчика утки-гоголя в руках. Это произошло на острове Ряжков в Кандалакшском заповеднике. Наверное, ближе к дикой природе я не была никогда - вот она, в руках, живая! На следующий день этот птенчик, скорее всего, ушел за мамой за километры от родного гнезда. Скоро он подрастет, окрепнет, возможно, даже никогда на остров и не вернется.

Насколько все-таки ответственная у сотрудников заповедника работа. Необходимо изучить жизнь братьев наших меньших и при этом не навредить. Любить их, но сторониться и не приучать к человеку. Знать о них все и передавать знания тем, кто идет за тобой. Да-да, на Ряжкове не только птиц растят, но и будущих ученых-биологов.

Добраться до острова можно по Кандалакшскому заливу.

Дети приезжают на Ряжков каждое лето. Впервые с группой ленинградских школьников, занимающихся в кружке при Зоологическом институте АН СССР, сюда направился Евгений Нинбург в 1964 году. Евгения Александровича сейчас уже нет в живых, на острове ему поставили памятник. Однако традиция, им созданная, жива: ученики Нинбурга продолжают заниматься с юными натуралистами. В заповедник приезжают группы из Санкт-Петербурга и Москвы. Кандалакшские ребятишки, разумеется, тоже.

- В нашем центре ежегодно в сентябре ведется набор групп дополнительного образования в биологические кружки. Хотя у нас целая лаборатория. Мы не учим детей завязывать шнурки, а делаем это вместе с ними, - начал рассказывать про совместную программу преподаватель Лаборатории экологии морского бентоса Дмитрий Аристов. - Год дети проходят ликбез, на котором мы рассказываем, как устроены морские животные, в основном беспозвоночные - крабы, улитки, медузы, морские звезды и так далее. После этого весной ребята проходят учебно-полевую практику под Питером, где учатся жизни в палатке, готовить, следить за собой. Вот кто проходит эту полевую школу, те потом и приезжают сюда, на Ряжков, проводят собственные исследования.

Ради сохранения этой первозданной красоты более 80 лет назад был создан Кандалакшский заповедник.

- Сейчас многие заповедники, на мой взгляд, ринулись придумывать велосипед. Им хочется, чтобы приезжали туристы, где-то это даже требуется. Но массовый туризм и сохранение природных ресурсов, что является основной задачей заповедника, не всегда сочетаются. Мне кажется, у нас прекрасная программа с юными волонтерами. Ребята получают и то, что хочется туристу, и то, что требует пытливый ум, - поделился один из кураторов программы, сотрудник Кандалакшского заповедника Вадим Хайтов.

Гага - хозяйка острова загнездилась рядом с научной станцией.

Большинство приезжающих на Ряжков детей занимаются гидробиологией, хотя на острове частенько гостят и студенты других специальностей. Школьники принимают активное участие в составлении «Летописи природы» - ежегодного документа, в котором описывается состояние природы заповедника. Подопечные гидробиологов много времени проводят за разбором проб со дна моря. Изучают они как литоральную зону, обнажающуюся во время отлива, так и сублиторальную, то есть часть берега, которая во время отлива не обнажается. Преподаватели с помощью специальных приборов захватывают кусок дна вместе с илом, песком и разными организмами и помещают его на специальное сито, через которое уходит грунт, а животные остаются.

Юные зоологи разбирают пинцетом животных по видам, а затем изучают.

Ребята же садятся за работу - разбирают пинцетами животных по видам. За этим я их и застала. Семиклассник Евгений Зенков из Санкт-Петербурга на Ряжкове уже в третий раз.

- Я давно увлекаюсь зоологией, а гидробиология - очень важная часть этой науки. Здесь изучаю паразитов мелких моллюсков - гидробий. Выгоняем из них паразитов и хотим посмотреть, кто там вообще живет. У паразитов есть такая жизненная стадия, когда они выходят из гидробий и ищут нового хозяина. Это происходит при увеличении температуры и освещенности, поэтому мы их ставим под лампу или на солнце и наблюдаем. Окончательные хозяева этих паразитов - птицы, поэтому похоже, что очаги поражения находятся на литорали в местах попадания туда фекалий пернатых, - так четко и с отличным знанием научных терминов Женя рассказал мне, чем занимается.

Эти заинтересованные детки меня, конечно, удивили. Некоторые проводят лето на Ряжкове аж с четвертого класса.

Юные зоологи разбирают пинцетом животных по видам, а затем изучают.

- Я поздно начала работать в этом направлении, - слегка расстроено сказала мне десятиклассница Дарья Муштатова, которая тоже приехала на остров изучать морскую жизнь. - Мне нравится все, что связано с морем. Особенно его дыхание, то есть приливы и отливы. Всегда было интересно разобраться, что же происходит в воде. Поэтому я хочу побывать в американском университете, в котором изучают океан.

Юные гидробиологи ведут самостоятельные исследования, кто-то изучает морских звезд и их возможность переворачиваться во время отлива. Некоторые берутся за более серьезные темы, например, влияние разлитых в море нефтепродуктов на способность двустворчатых моллюсков закапываться в песок и фильтровать пищу.

Памятник Евгению Нинбургу. Традиция, им созданная, жива по сей день.

Результаты своих работ многие ребята представляют на научно-инженерном конкурсе «Ученый будущего». Так школьники уже делают научные публикации. Такое юннатское движение помогает заповеднику в составлении ежегодной летописи, а сами ребята получают возможность потренировать свой пытливый ум. Между прочим, абсолютно бесплатно. 

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.08.2017

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
59,361269,719774,724672,9683
Афиша недели
Старые сказки на новый лад
Гороскоп на сегодня