24.04.2018 / Экономика

Бери больше, вези дальше

Перевозки газа по трассе Севморпути будут стремительно нарастать

Фото: Лев Федосеев

При советской власти максимум грузопотока по трассе Севморпути пришелся на 1987-1988 годы и составил около 6,8 миллиона тонн. Тогда бурное развитие атомного ледокольного флота, обеспечивавшего проводки судов в арктических широтах, шло в основном в интересах Норильского промышленного района.

В девяностые и нулевые годы грузопоток обвалился до 1,2 миллиона тонн. Прежнего, советского тоннажа удалось достичь спустя почти два десятка лет, в недавнем 2016-м. В прошлом году было перевезено уже 10 миллионов тонн, в этом ожидается 15-17 миллионов. Прогнозы и того интереснее: к 2020 году - порядка 35, к 2030 - не менее 60 миллионов тонн.

- Сейчас перспективы развития Севморпути связаны с крупнейшими углеводородными проектами. В основном речь идет об Обской губе - это и газ, и стабильный газовый конденсат, и нефть, - напомнил первый заместитель генерального директора - главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка членам общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области.

Его доклад на очередном заседании был посвящен грузовой базе Арктики, направлениям и структуре грузопотоков, а также развитию атомного ледокольного флота для обеспечения масштабных арктических проектов.

Комплексный план развития производства сжиженного природного газа (СПГ) на полуострове Ямал предусматривает финансирование в объеме 27 миллиардов долларов. Прошлым летом на максимуме на стройке одновременно работали 32 тысячи человек. А масштабы строительства просто уникальны. Скажем, только объем доставленных грузов составил 14 миллионов тонн.

Таким образом, за три года на Ямале создан порт, по мощности сравнимый с мурманским. Сухопутная часть грузооборота последнего, напомним, составляет 17-18 миллионов тонн.

Причем грузы, которые доставляют на Ямал, весьма непростые. Для сравнения Мустафа Кашка привел Крымский мост. Тоже, скажем мягко, немаленький проект. В прессе бурно обсуждалась установка на нем двух конструкций весом 6 тысяч тонн каждая. Так вот, на Ямал за прошлый год доставили 150 блоков массой от 3,5 тысячи до 7 тысяч тонн! Для этого были построены специальные суда.

Проект «Ямал-СПГ» запущен. Первая отгрузка газа произошла 8 декабря прошлого года. В настоящее время вывезено более 1,2 миллиона тонн. Вторая очередь должна вступить в строй до конца текущего года, третья - в первом квартале 2019-го. После выхода на полную мощность общий объем производства природного газа достигнет 16,5 миллиона тонн. Для его вывоза уже построены пять и строятся еще десять танкеров-газовозов. Стоимость каждого - порядка 300 миллионов долларов. К сожалению, строятся эти суда в Корее, а не в России.

Что касается Атомфлота, то в рамках ямальского проекта у него подписаны три контракта на ледокольное обеспечение и обеспечение работы в порту.

В более отдаленной перспективе, при реализации всех арктических проектов, объемы производства здесь СПГ должны достигнуть 93,5 миллиона тонн. Катар сейчас производит 80 миллионов. Это для сравнения.

По прогнозам, объемы производства СПГ в мире будут быстро нарастать. На рубеже 2040-2045 годов его доля в мировой торговле газом должна составить не менее 50 процентов. Активным игроком на этом рынке выступают США, которые стремительно наращивают добычу, из импортера превратившись в экспортера.

Сейчас 30 процентов мирового сжиженного газа потребляет Япония, по 10 процентов - Индия и Китай. И эти рынки растут. Что касается Европы, то здесь наблюдается даже некоторое снижение потребления за счет изменения структуры экономики. Так что акцент в поставках необходимо делать именно на Азию. И СПГ из Арктики надо будет вывозить в тихоокеанский регион. Пока основная торговля идет через бельгийский углеводородный хаб Зебрюгге. Но трасса Севморпути дает экономию времени. Суточная аренда современного танкера-газовоза составляет около 120 тысяч долларов. Так что с учетом того, что себестоимость добычи в приполярных широтах и в Персидском заливе почти одинаковая, выигрыш на транспортном плече представляется весьма важным.

Для обеспечения перевозок в приполярных районах важно поддерживать необходимый флот атомных ледоколов. Сегодня в эксплуатации находятся четыре.

- Строятся три универсальных атомных ледокола (УАЛ). Идет обоснование строительства четвертого и пятого. Готовность «Арктики» сейчас - под шестьдесят процентов. Безусловно, есть проблемы при строительстве, но они преодолеваются. И на основе этого проекта отрабатывается много новых технологий. Скажем, фактически заново воссоздано производство паровых турбин, - сообщил Мустафа Кашка.

И еще значимая подробность. Заканчивается разработка технического проекта атомного ледокола «Лидер», который будет в два раза мощнее строящихся УАЛов и сможет преодолевать лед толщиной более четырех метров.

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.04.2018

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,665972,118376,293770,8901
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня