Нынешний форум стал уже девятым. Его организаторами традиционно явились ассоциация подрядчиков «Мурманшельф» и профильные областные министерства при поддержке правительства региона в целом.

Конференция собрала свыше ста руководителей и специалистов. Они обсудили вопросы развития транспортно-транзитного потенциала Северного морского пути, включая новые модели сотрудничества всех заинтересованных сторон - государства, представителей бизнеса, разработчиков и производителей инфраструктурных объектов.

В программе также была панельная дискуссия о развитии портовой и береговой инфраструктуры в Арктике, в том числе о международном опыте в этой сфере. Завершилась конференция проведением «биржи контактов», в рамках которой состоялось несколько десятков встреч.

- У нас есть темы, которые мы обсуждаем ежегодно: Северный морской путь, развитие береговой инфраструктуры в Арктике, - сообщила Ольга Буч, генеральный директор ассоциации «Мурманшельф». - Основная задача нашей ассоциации - сделать так, чтобы количество подрядов местного малого и среднего бизнеса в крупных проектах год от года росло. И мы используем площадку конференции, чтобы наладить такое взаимодействие с крупным бизнесом, реализующим в нашем регионе масштабные проекты. В целом это удается.

Ольга Буч.

- Мы говорим уже не просто о потенциале, а о реализации конкретных практических проектов, - отметил врио губернатора Мурманской области Андрей Чибис, приветствуя участников конференции. - Все, что касается логистики в Арктике, использования и развития Северного морского пути, - приоритет для нашей страны и Мурманской области. Любые крупные проекты дают толчок к развитию в регионе малого и среднего бизнеса. Мы их поддерживаем, будем делать все, что от нас зависит, чтобы наш регион был привлекателен для бизнеса, и продолжим активно работать в этом направлении.

Глава региона также отметил активную работу над привлечением инвесторов и важность создания комфортных условий для тех, кто участвует в реализации арктических проектов на территории области.

- В последнее время арктическая тема все чаще звучит в повестке различных международных мероприятий, - подчеркнул председатель областной думы Сергей Дубовой. - Наша область как стратегически важная часть Арктической зоны России не стоит в стороне от активной работы по развитию этой территории. Серьезной составляющей в развитии Арктики является создание комфортных условий для живущих здесь людей, которые будут решать предстоящие масштабные задачи. Вместе с инфраструктурными проектами должны реализовываться и социальные. Это поможет преодолеть остро стоящие сегодня перед нашим регионом проблемы оттока населения и нехватки специалистов в различных сферах.

На пленарном заседании конференции, посвященном техническому и технологическому функционированию Северного морского пути и арктических морских коридоров, речь шла как о перспективах разведки на шельфе новых месторождений углеводородов, так и о потенциале береговой инфраструктуры приполярных территорий.

Выступает Алексей Фадеев.

- Наша компания продолжает системную многолетнюю работу по геологическому изучению континентального шельфа России, проводя как добычные, так и геологоразведочные работы на ряде участков в Арктике, а также на шельфе Сахалина, - сказал Алексей Фадеев, руководитель программ по продвижению шельфовых проектов ООО «Газпромнефть-Сахалин». - Накопленные в Арктике компетенции позволили в последние два года совершить ряд крупных открытий на шельфе Сахалина. Речь идет об открытии месторождений «Нептун» в 2017 году и «Тритон» в 2018-м. Работы проводились в очень сжатом графике, применялся ряд особых технологических подходов. Важно, что условия работы на Сахалине схожи с условиями в Арктике. Поэтому накопленный опыт может быть востребован и в приполярных широтах. Компания готова сотрудничать в этой работе со всеми заинтересованными сторонами.

- У нас сейчас все причалы пустые. И это радует. Ведь это означает, что все четыре атомных ледокола и лихтеровоз «Севморпуть» работают в море, - сообщил директор по судоходству ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов. - В конце года должны начаться ходовые испытания первого универсального атомного ледокола «Арктика». Очень ждем его в следующем году в работу. Затем появятся его погодки - «Сибирь» и «Урал». Очень надеемся, что будет принято окончательное решение о строительстве также четвертого и пятого ледоколов этой серии. Заявленные в последнее время грузовладельцами объемы перевозок потребуют усиления ледокольного флота. Проводить пароходы мы умеем - нам нужны ледоколы.

- Мы остаемся универсальной стивидорной компанией. И свой потенциал видим в развитии сектора генеральных грузов арктического направления, - отметил генеральный директор Мурманского морского торгового порта Александр Масько. - За прошлый год мы перегрузили более 370 тысяч тонн в направлении Арктики. Но точно можем больше. Наши инфраструктура и техника для этого готовы.