Чтобы финансы не спели романсы

Интересы граждан защитит омбудсмен

С лета следующего года россияне, у которых возникли сложности с финансовыми организациями, окажутся в новой реальности. Значительная часть имущественных споров будет решаться в досудебном порядке. А именно - через уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.

Эта должность введена в РФ федеральным законом, вступившим в силу 3 сентября нынешнего года, и сейчас идет активная работа по формированию структуры аппарата уполномоченного и экспертного совета. Казалось бы, до непосредственной работы с потребителями еще несколько месяцев. Однако второй стороне процесса - финансовым организациям - позаботиться о своих интересах следует уже сейчас. С 3 декабря, то есть через 90 дней после начала действия закона, они могут вступить в реестр финансовых организаций, сотрудничающих с новым правозащитным аппаратом. Ведет его Банк России. Пока присоединиться к реестру можно в добровольном порядке.

Для разных видов финансовых услуг закон будет вступать в силу поэтапно. Но как только это произойдет, неприсоединившиеся потеряют право работать с физическими лицами. Кроме того, добровольно-досрочное присоединение будет приветствоваться Банком России и учитываться при проведении надзорных мероприятий.

Впрочем, обо всем по порядку.

Для исполнения обязательно

Нам, простым обывателям, нужно понять главное - институт финансового омбудсмена имеет мало общего с уже знакомыми нам защитниками прав человека. Как и все в экономике, он жестко структурирован, обладает конкретными целями, задачами и методикой их исполнения. И, самое важное, решения такого уполномоченного обязательны для исполнения финансовой организацией, с которой возник спор. Роднит же его с остальными «коллегами» независимость в принятии решений и неподотчетность любым контролирующим структурам, включая ЦБ.

- В Банке России есть служба по защите прав потребителей. Однако она рассматривает только административные правонарушения и не решает имущественные споры граждан. К примеру, это могут быть споры о невозврате денег, вложенных в кредитный потребительский кооператив, невыплате процентов по вкладу или излишнем взыскании процентов по кредиту, - рассказала начальник юридического отдела Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления ЦБ РФ Ирина Никулина. - Работа финансовых уполномоченных может обеспечить максимальный охват жалоб, которые будут рассматриваться в досудебном порядке.

Она подчеркнула, что обращаться к финансовому омбудсмену по такого рода спорам придется в обязательном порядке, если даже у человека есть твердое намерение довести дело до суда. Планируется, что это может понадобиться лишь в крайних случаях, поскольку решение в пользу частного лица станет обязательным для исполнения финансовой организацией. И попытки манкировать им до добра не доведут, так как документ, выданный омбудсменом, будет иметь силу исполнительного листа, и разбираться нерадивым финансистам придется уже с судебными приставами. Более того, финансовая организация обязана проинформировать омбудсмена о выполнении его решения.

Если организация начнет упорствовать в неисполнении решений омбудсмена, ее могут исключить из реестра уполномоченного, что означает автоматическую потерю права работы с физическими лицами.

Потрудиться сначала самим

Что касается потребителей, то, как отметила Ирина Анатольевна, прежде чем призвать на помощь омбудсмена, нужно попробовать отстоять свои интересы самостоятельно.

- Граждане должны будут сначала сами обратиться за урегулированием спора. В соответствии с законом организация обязана отправить ответ не позже 15 рабочих дней, если спор возник в течение полугода и претензия подана в электронном виде. Для остальных случаев срок ответа составляет 30 рабочих дней. То же касается и участия третьих лиц, - уточнила Ирина Никулина. - И только потом, если спор не урегулирован, наступает право обратиться к финансовому уполномоченному.

Самостоятельно направить заявление на рассмотрение финомбудсмену граждане могут бесплатно. Однако если они решат действовать через профессионального посредника, то услугу придется оплатить.

Обращение может быть подано в электронном виде через портал госуслуг или через МФЦ. Оно также может быть отправлено по почте, но в этом случае - написано лично на бумаге и собственноручно подписано. Во всех вариантах к нему должны прилагаться копии заявления в финансовую организацию и ее ответа, если таковой, конечно, имеется, а также другие относящиеся к спору документы.

Впрочем, даже после обращения к правозащитной структуре организации будет дан еще один шанс на самостоятельное урегулирование спора с клиентом. И только если стороны не смогут договориться, определять, кто прав, кто виноват, возьмется финансовый уполномоченный.

Его решение должно последовать в течение 15 рабочих дней. Еще 10 дней могут быть затребованы при необходимости проведения экспертизы. В случае обращения через профессионального посредника срок ответа финансового уполномоченного увеличится вдвое - до 30 дней. Период исполнения таких решений определяется в зависимости от ситуации - от 10 до 30 дней. И, как мы уже говорили, если и на этот раз организация не захочет исполнять предписание, финансовый омбудсмен уведомит об этом Банк России и выдаст документ, являющийся аналогом исполнительного листа.

При несогласии с вердиктом уполномоченного любая из сторон может обратиться в суд. Но в этом случае финансовой организации следует крепко подумать, поскольку если суд все-таки сочтет ответственной ее, то вместе с решением последует штраф в размере 50 процентов от суммы требования потребителя, которые будут взысканы в его же пользу.

- При этом, что удобно для гражданина, основная форма рассмотрения спора уполномоченным - заочная. Человеку не потребуется никуда ехать. В случае необходимости может быть применен формат видеоконференции, - заметила руководитель юридической службы.

Она подчеркнула, что к ведению финансового уполномоченного будут относиться не все имущественные споры, а только те, лимит требований в которых не превышает 500 тысяч рублей. Правда, к спорам по ОСАГО это ограничение не относится, они станут рассматриваться вне зависимости от суммы.

Повысить доверие

Как уже отмечалось, закон вступает в силу поэтапно, с лета 2019 года. Первыми - с 1 июня - услугами омбудсмена смогут воспользоваться граждане, считающие себя пострадавшими от действий автостраховщиков, в том числе и в части ОСАГО.

С 28 ноября добавится возможность оспорить в досудебном порядке действия всех остальных страховых случаев, кроме ОМС.

Через год - с 1 января 2020-го отвечать перед уполномоченным начнут микрофинансовые организации. Еще ровно через год - банки, кредитно-потребительские кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды.

По замыслу разработчиков закона, его появление заставит финансовые организации повысить свою ответственность перед потребителями. У тех же, в свою очередь, должна повыситься степень доверия к участникам рынка.

А стимулом к этому послужит, кроме всего прочего, обязанность публично раскрывать статистику споров. Тогда любой человек сможет без труда выбрать наиболее добросовестных партнеров.

Вторая важная задача - сокращение числа судебных разбирательств. К примеру, по данным судебного департамента Верховного суда, последние два года количество исков по ОСАГО колеблется в районе 400 тысяч. Ожидается, что благодаря появлению института финансового омбудсмена эта цифра сократится в разы.

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.12.2018


Читаемое