Для многих видов бизнеса жизненно важен выбор помещения для работы, его места. Об этом - об аренде коммерческой недвижимости, плюсах и минусах ее расположения, наиболее привлекательных в этом отношении объектах - шел разговор на очередном бизнес-обеде, последнем из тех, что проводятся в рамках программы «Делай дело». И не случайно, ведь главным гостем на нем стал учредитель мурманского агентства «Аренда 51» Евгений Таничев.

Пока народ собирался за столом, ведущий эксперт программы «Делай дело» Владимир Воронович, напомнил, что создана она при региональном министерстве промышленности и предпринимательства. Курирует программу центр поддержки предпринимательства. Она включает бесплатные видеоуроки на актуальные темы, вебинары, тренинги и подобные встречи. Участие в мероприятиях могут принимать действующие представители заполярного бизнеса, достаточно просто подать заявку.

Главная задача - информировать желающих о том, как строить свое дело - как нанимать персонал, управлять своим временем и так далее. Здесь можно получить весьма дельные практические советы коллег.

Этому новому интересному формату скоро год. На неформальных встречах гостями за это время были не только успешные бизнесмены, но и губернатор, и руководитель профильного министерства. Непринужденные беседы за обеденным столом - такая форма обмена опытом всем, так сказать, пришлась по вкусу.

И на этот раз совместить обеденный перерыв с возможностью получить интересующую их информацию решили около двух десятков человек.

Евгений Таничев сначала напомнил о том, как развивалось предпринимательство в начале 90-х, когда в областном центре возникли два крупных рынка - у кинотеатра «Мурманск» и на месте нынешнего гипермаркета «О'Кей». Потом стали открываться небольшие торговые точки на первых этажах жилых домов. Для них делали отдельные входы. Повальная мода на это тогда пошла. Период развития такого уличного ритэйла продлился примерно до 2015-го. А потом эта торговля стала невыгодной. Как отметил гость бизнес-ланча, в любом городе, и Мурманск не исключение, есть места, куда «все ходят, но никто не заходит».

Накануне он специально заглянул в магазин в одном из самых проходных мест - в самом центре города:

- По словам продавца, за день там нередко бывает всего один покупатель, - поделился Евгений с коллегами. - Акцент потребителя сместился на торговые центры, где можно провести время с детьми, сделать нужные покупки, отдохнуть, поесть. И там все так настроено, что деньги уходят даже на то, что ты совершенно не планировал. Вас провоцируют на покупки... Это целая наука. Тем не менее есть еще районы, где точечная торговля вполне возможна. Например, в Первомайке вокруг «Флагмана», на улицах Щербакова, Беринга, Лобова, Нахимова, у кольца на Гаджиева… Спрос неплохой, арендные ставки нормальные. Там еще можно держать какую-то свою торговую точку, офис, медицинский центр, где можно «приручить» своего клиента...

Дальше разговор пошел вокруг того, кто и в какие точки ходит. А главное, что делать молодому предпринимателю, куда податься. Участники встречи «за круглым обеденным столом» обсудили размеры арендных ставок, условия аренды, частные ситуации.

Руководитель центра поддержки предпринимательства Артем Марышев, подводя итоги очередной встречи, подчеркнул:

- Мы ставим перед собой задачу формирования бизнес-сообщества. А это подразумевает готовность поделиться опытом, возможность обмениваться мнениями по важным вопросам. Нам важно знать, что людей волнует, чего от нас ждут. Может, нужны иные направления финансовой поддержки, перестройка образовательных программ и так далее. Проведено уже около десяти бизнес-обедов. Такие встречи становятся все более популярными. Что касается болевых точек, то сегодня это прежде всего ситуация с торговыми павильонами. И один из участников наших деловых обедов даже на форуме в Сочи задал вопрос на эту тему министру развития промышленности страны. Проблема сейчас обсуждается на федеральном уровне.