10.10.2018 / Экономика

Между моделью и реальностью есть разница

Всем ли новые подходы помогут развиваться?

Вчера в Мурманске состоялось заседание постоянного комитета Парламентской ассоциации Северо-Запада России по экономической политике и бюджетным вопросам. На нем нашла свое продолжение тема, обсуждавшаяся накануне на парламентских слушаниях по проекту бюджета в Совете Федерации, где точку зрения северных регионов высказала губернатор Марина Ковтун.

Во встрече на Кольской земле приняли участие парламентарии Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской, Калининградской, Псковской областей, представители исполнительных органов власти. В центре их внимания были проблемы внедрения так называемого модельного бюджета. Модельный бюджет предполагает, что расходы и доходы каждого региона следует, попросту говоря, свести к средним по субъектам Федерации. По замыслу министерства финансов страны, это должно стимулировать каждую область и республику меньше полагаться на финансовую помощь центра, а рассчитывать на собственные силы - больше зарабатывать и рациональнее тратить казну... Насколько это реально сейчас?

Председатель названного комитета ПАСЗР, заместитель председателя заксобрания Ленинградской области Николай Пустотин в беседе с журналистами перед началом заседания отметил, что общими усилиями ситуацию надо исправлять:

- Как можно усреднить тарифы, к примеру, в сфере образования, когда речь идет о малокомплектных школах в отдаленных населенных пунктах или крупных городах? Стоимость обучения в расчете на одного ученика в первом случае может быть вдвое больше. В СЗФО к тому же есть населенные пункты, куда можно добраться лишь воздушным или водным транспортом. Или взять расходы на доставку топлива, на заработную плату, особенно если речь идет о районах Крайнего Севера... Никто не против того, чтобы работать по понятным расчетам, прозрачным их формулам. Но при этом не надо забывать, что мало сохранить территорию, ее надо развивать. А средств сегодня нередко не хватает даже на те расходы, которые связаны с выполнением полномочий, определенных региональным и федеральным законодательством. Какие при таком раскладе могут быть бюджеты развития? И мы не должны об этом молчать, хотя для Ленинградской области эти проблемы менее актуальны, чем для наших более северных соседей из Коми, Мурманской и Архангельской областей. Может, в полной мере наши вопросы и не найдут ответов, но тем не менее наши обращения обсуждаются на федеральном уровне. Такую же позицию выражают и наши депутаты в Госдуме, губернаторы. Должны быть бюджеты развития, и это ключевое понятие.

Такой же позиции придерживаются и спикер нашего регионального парламента Сергей Дубовой, а также председатель думского комитета по бюджету, финансам и налогам Борис Пищулин.

По их единодушному мнению, модельный бюджет, который правительство пытается внедрить на всей территории страны, возможно, и приемлем для регионов средней полосы, но для северных по ряду параметров не годится. Поскольку он не учитывает особенности, и в итоге Заполярье оказывается в проигрышной ситуации по сравнению с регионами центральной России. В частности, по нынешним параметрам расчета модельного бюджета более 11 миллиардов рублей расходов нашей области считаются неэффективно используемыми. А ведь речь идет о суммах, которые направляются в сферу образования и социальной политики. Например, на выплаты педагогам, врачам, работающим на сельских территориях, доплаты за ЖКУ, льготы ветеранам и так далее. Нам предлагают уравнять их с расходами в средней полосе России. Но мы не можем на это пойти.

Как прозвучало в начале заседания, работа каждого из комитетов Парламентской ассоциации очень важна. Однако бюджет любого уровня - основа основ...

- Формирование бюджета - сложная задача, которая должна решаться не только с учетом экономического и стратегического планирования региона, но и исполнения социальных гарантий, за которые власть несет ответственность перед своими гражданами, - отметил уже в приветствии участникам заседания Сергей Дубовой.

С докладом выступил Борис Пищулин. Он, в частности, отметил, что сегодня модельный бюджет формируется из сложившихся средних расчетов по России. Фактические расходы региона, превышающие расчетный объем, в нем оцениваются как избыточные. Территории Крайнего Севера, вообще регионы, имеющие низкую плотность населения, большое количество малых населенных пунктов и другие особенности, новый механизм межбюджетных отношений может привести к недофинансированию расходных обязательств. Например, в целом по консолидированному бюджету Мурманской области разница между нормированными расходами по модельному бюджету и фактическими расходами по реестру расходных обязательств за 2016 год составляет 11,8 миллиарда рублей, в том числе более 6 миллиардов - это расходы на оплату труда.

О важности учета климатических условий, повышенных затрат на топливо и оплату труда говорила в своем выступлении и министр финансов Мурманской области Елена Дягилева.

В ходе обсуждения шла речь о необходимости доступности и открытости расчета модельного бюджета в разрезе всех субъектов РФ, а также о важности индивидуального подхода к развитию территорий. Участники заседания были единодушны во мнении, что параметры такой «модели» не позволят многим регионам развиваться. При этом федеральный бюджет, объявленный профицитным, выглядит весьма привлекательно, но, как прозвучало в ходе заседания, не вполне учитывает реальную экономическую ситуацию. По словам одного из выступавших, на этот раз совершенно очевидно, что Минфин победил Минэкономразвития...

Николай Пустотин поблагодарил коллег из регионов Северо-Запада за высказанные предложения относительно внедрения модельного бюджета и отметил важность консолидированной позиции парламентариев. Большая часть прозвучавших предложений легла в проект обращения к премьер-министру Дмитрию Медведеву, который комитет ПАСЗР принял за основу и рекомендовал поддержать его участникам конференции Парламентской ассоциации.

На заседании комитета в этот же день были рассмотрены вопросы приватизации государственного и муниципального имущества, поддержки муниципальных образований по развитию общественной инфраструктуры.

Опубликовано: Мурманский вестник от 10.10.2018

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня