20.07.2004 / Экономика

УСЛУГИ НАДЕЛИ МАСКИ

- Ой, кто это там в маске - Зорро, Фантомас?

- Не-е-ет, это я, твоя коммунальная услуга. А вот какая - догадайся сам!

Такой сон, наверное, мог бы присниться кому-нибудь их десятков тысяч мурманчан, получивших июньские квитанции на оплату жилья. В них, ссылаясь на требования правительственного постановления № 89 от 17 февраля 2004 года "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", городские власти изменили структуру коммунальных платежей. Привычные графы "Техобслуживание", "Вывоз мусора", "Лифт", "Электроплита" слились в одну - "Сод/жил" (содержание жилья). Появилась и еще одна новая графа -"Рем/жил" (ремонт жилья). Этой услуги мы в квитанциях не видели с начала 90-х годов и, надо полагать, не имели.

Между тем, цифры по этим двум графам повергают в шок. "Ну, видать, последние жилы хотят из нас вытянуть коммунальщики," - возмутились многие горожане.

Разделяет их беспокойство и лидер общественной организации "Мой дом" Александр Куликов. Более того, он считает подобные действия коммунальщиков противоправными. По его мнению, в условиях отсутствия у владельцев жилья договоров с городским управлением ЖКХ, подобные новшества ущемляют права потребителей услуг. Прежде всего - их право на информацию о составе работ (затрат), включенных в тариф на услугу, которое гарантирует закон "О защите прав потребителей" и статья 15.2 закона "Об основах федеральной жилищной политики".

Могут возникнуть и другие проблемы. Скажем, человек длительное время отсутствовал и, естественно, не пользовался лифтом. Но как теперь ему сделать перерасчет за эту невостребованную услугу, если она не выделена отдельной строкой? Другой пример: у целого ряда горожан есть на руках судебные решения о возврате им платы за техобслуживание электроплит. Но ведь и строки "Электроплита" в квитанциях больше нет?

Три года существует в Мурманске жилищное движение, созданное Александром Куликовым. Многим северянам памятны инициированные им и его единомышленниками прецедентные судебные процессы о неправомерности взимания платы за техобслуживание электроплит, о возмещении морального вреда за неоказанные коммунальные услуги, об отмене распоряжения городской администрации о повышении с января квартплаты, принятом в нарушении федерального законодательства. Результат последней победы - перерасчет квартплаты за 5 месяцев 2004 года, который получили все жители города.

- Нынешняя ссылка городских властей на 89-е постановление Правительства некорректна. Этот документ прежде всего обязал Госкомитет России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 6 месячный срок совместно с Минфином, Минэкономразвития и Федеральной энергетической комиссией разработать методику расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги. Никаких указаний по изменению формы платежного документа в нем не содержится.

Скажем, в соседнем Североморске в квитанциях все подробно расписано, и никаких изменений там не произошло. Каждый плательщик по закону "О защите прав потребителей" имеет право знать, какие виды работ входят в тариф. Причем в деталях. Вместо этого еще с января вместо строки "Техобслуживание" появилась строка "ТОиВДС". "ВДС" - это внутридомовые сети, содержание которых было извлечено из тарифа на воду.

Нам не безразлично, какие конкретно средства направлены на восстановление трубопроводов. Но, по разумению специалистов ЖКХ, это не наше дело. И мы, горожане, не возмутились подобному нарушению наших прав на информацию. Тогда УЖКХ пошло дальше, окончательно слив воедино все услуги в маловразумительные "Сод/жил" и "Рем/жил".

Потребитель должен понимать, сколько он платит за уборку лестничных клеток, очистку мусоропровода, уборку придомовой территории. Все это должно быть прописано. Если не в квитанции, так в договоре. Но ведь договоров у нас тоже нет, - объясняет Александр Куликов.

Договоры - отдельная тема для разговора. Согласно пункту 5.2.1 "Правил предоставления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ №1099 от 26 сентября 1994 года, исполнитель обязан принимать меры по подготовке проекта и заключению договора на предоставление услуг. Между тем, в Мурманске только двое граждан (сам Александр Куликов и Вячеслав Карев) имеют... нет, не договоры, а решения суда об обязанности УЖКХ заключить с ними письменные договоры, которые должны четко определить весь перечень услуг и порядок их предоставления.

- Я получил судебное решение еще 27 августа. Скоро уж минет год. Но воз и ныне там: исполнительное произвоство идет, а договор на оказание услуг коммунального хозяйства так и не заключен. Сейчас работаем над третьей его редакцией, - без особого энтузиазма констатирует Куликов.

- УЖКХ выступает в качестве управляющей компании, которая обязана заключить договор с каждым владельцем квартиры. В чем суть договорных отношений? В ясности прав и обязанностей. В договоре должны быть точно определены правила и периодичность предоставления, объем и стоимость каждой услуги. А также - порядок урегулирования претензий сторон. В частности, в случае, если услуга была предоставлена не в полном объеме или ненадлежащего качества.

А сейчас, как и на кого прикажете жаловаться? Если, скажем, у вас в квартире зимой холодно. А кто вам обещал, что там будет тепло? В равной степени нет никаких обязательств и по температуре горячей воды в кране. Каждый раз при обращении в суд придется ссылаться на санитарные нормы и правила, другие нормативные акты. Но это усложняет весь процесс, - продолжает Александр Куликов.

Понятно, что подобная ситуация чиновникам на руку: не нужно особо заботиться о качестве предоставляемых услуг. Во-первых, оно нигде не оговорено с потребителем. А во-вторых, можно не бояться штрафных санкций за недопоставленную услугу, хотя сами коммунальщики при этом начисляют пеню за несвоевременную оплату этих услуг. Согласно же Гражданскому кодексу пени и штрафы могут начисляться только при наличии договора, то есть при обоюдной ответственности сторон.

Существующая система договорных отношений УЖКХ и поставщиков коммунальных услуг ведет к разорению городского бюджета, который вынужден расплачиваться за всех нерадивых жителей. Поставщики услуг периодически отключают то свет, то горячую воду всем без исключения, справедливо ссылаясь на муниципальные долги. Добраться до конкретного должника тому же "Водоканалу" или "Колэнерго" невозможно. Виноваты единицы - страдают все. А долги растут.

Выход из ситуации Александр Куликов видит в разработке договора, в котором конечные потребители (население) и поставщики услуг имели бы прямые обязательства друг перед другом. При этом МРИВЦ выступал бы в роли уполномоченной организации, которой население поручило производить расчеты со своими контрагентами. А управление ЖКХ стало бы контролировать весь этот процесс по договору поручения.

- Это породит всеобщую взаимную ответственность. Каждому будет ясно, кто и что обязан делать, кто, кому и за что должен платить. Тем более что наше законодательство развивается именно в направлении этой схемы. Пример тому - опубликованный на днях проект новых "Правил оказания коммунальных услуг населению". Как и предыдущий аналогичный документ, он разработан Институтом экономики ЖКХ. Проект уже прошел обсуждение на слушаниях в Госдуме, рассмотрен правительственной комиссией по жилищной политике и рекомендован к утверждению. В нем вновь ставится вопрос о договорных отношениях между потребителями и поставщиками коммунальных услуг, а также гарантировано право потребителя на получение полной информации о порядке предоставления услуг и стандартах их качества. Так что не надо бы и нам отставать, - резюмирует Куликов.

Конечно, разработка и, самое главное, повсеместное внедрение подобного всеобъемлющего договора потребуют определенного времени. Но пока договоров нет, не стоило, наверное, трогать квитанции. В прежних была хоть какая-то ясность, за что конкретно мы платим.

Игорь КУРСАКОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.07.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,435273,242777,149170,9628
Афиша недели
Призраки российского проката
Гороскоп на сегодня