26.08.2004 / Экономика

КУСОЧЕК ПОРТА ПРОСИТСЯ НА СВОБОДУ

На экране одна другую сменяли красочные таблицы и диаграммы. Их демонстрация рисовала радужные перспективы проекта создания в рыбном порту свободной экономической зоны с таможенным режимом свободной таможенной зоны. И речь не о пресловутом офшоре. Ведь в "зону" предполагается выделить лишь несколько кусочков территории порта, на которых не зарегистрированы коммерческие фирмы. А значит и налоговые поступления в казну не уменьшатся. Кстати, сам ММРП сохранил статус государственного предприятия.

По словам временно исполняющего обязанности директора рыбного порта Андрея Тарасенко, создание зоны позволит увеличить годовой доход предприятия до 100 миллионов рублей, а налоговые отчисления до 20 миллионов. Кроме того, реализация проекта поможет загрузить береговую рыбопереработку и транспортные сети области. И в целом это даст значительный экономический эффект.

Присутствовавшие на встрече рыбопромышленники и таможенники выражали всяческую поддержку идее создания свободной таможенной зоны. Но тут в роли оппонента выступил губернатор Юрий Евдокимов, устроивший руководству рыбного порта допрос с пристрастием.

Ведь можно сколько угодно говорить о том, что ММРП сегодня по масштабам, видам деятельности, уровню оснащенности является самым крупным государственным предприятием рыбной отрасли Северо-Запада России. И залив у нас незамерзающий, что позволяет производить обработку судов круглогодично, и плановая мощность переработки грузов в порту составляет 3,5 миллиона тонн в год, в том числе рыбопродукции - 1,3 миллиона тонн.

Плюсов у предприятия много. Но почему с января 2003 года 120 судов, приписанных к Мурманску, ни разу в него не заходили? По мнению руководства рыбного порта, одной из причин этого являются высокие таможенные пошлины и необходимость перечислять налог на добавленную стоимость за суда, построенные или отремонтированные за границей. Его, кстати, владельцы платят лишь при заходе судов в российские порты.

- Но почему в этом году значительная часть наших судов идет разгружаться в Петербург? - спрашивает губернатор.

Что ж, вопрос резонный. Ведь Питер - не заграница, там такие же налоги и таможенные платежи. Может, рыбаков соблазняют низкими расценками? Нет, тарифы нашего порта их вполне устраивают. Но если на обработку судна в Мурманске уходит до шести суток, то в Питере разгрузить и заправить его топливом успевают за три. А время, как известно, те же деньги.

Есть и еще одна причина: мурманские береговые предприятия сейчас купить и переработать большие объемы сырья не в состоянии. В Питере же рыба уходит с колес.

- Что станет стимулом для промысловиков приводить суда в наш порт? Ведь свободная зона не освобождает от уплаты НДС за суда, купленные по чартеру. И если экономические интересы заставляют рыбопромышленников сдавать рыбу в Норвегию и Испанию, то почему вы думаете, что они станут доставлять ее в Мурманск?

Стопроцентного ответа на это, похоже, пока нет. Но есть желание изменить ситуацию, найти общий язык с промысловиками, есть расчеты и надежды. Руководство порта уже сейчас думает, как сделать, чтобы посещения судов не стали разовыми. Проект создания свободной таможенной зоны предусматривает строительство холодильника, рыбоперерабатывающего и судоремонтного заводов. Но это гигантские затраты, замечает губернатор. Рассчитывать на то, чтобы получить эту сумму из казны, не приходится. Значит, необходимо будет сразу заложить предполагаемые расходы в тариф.

- В итоге инвестиционная составляющая съест всю выгоду рыбопромышленников. Не отпугнет ли это промысловиков? - вновь и вновь спрашивал Юрий Алексеевич.

Впрочем, сам и подсказывал, на чем можно сэкономить. К примеру, власти региона долгое время добиваются, чтобы намывная территория рыбного порта (а это 70 процентов от ее общей площади) была освобождена от уплаты налога на землю. Ведь торговые и военные порты по закону за эту часть своей территории в бюджет не платят. По мнению Юрия Алексеевича, рыбные порты в этот список не попали лишь по недоразумению. И недоразумение надо устранить. Тарасенко прикинул, что это позволит предприятию сэкономит порядка 7 миллионов рублей в квартал.

- А насколько вы отработали правовую основу? Ведь свободная экономическая зона создается для производственных или инновационных предприятий. Вы же занимаетесь перегрузкой, - подкидывает свой шар Вячеслав Зиланов, руководитель областного департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства.

Тарасенко говорит, что они уже обговаривали этот вопрос с Минэкономразвития и получили принципиальное согласие.

- Самая идея создания свободной таможенной зоны очень здравая, - подчеркивает губернатор. - И мы ее всячески поддерживаем. Вот только необходимо тщательно отработать механизм ее реализации. А он очень сложный.

Он отметил, что в свое время была попытки создать свободную экономическую зону на территории Апатитского района и рыбного порта. Реализовать их не смогли. Поэтому сейчас необходимо разработать экономические обоснования, правовую базу, перспективы.

Обращения в Минэкономразвития и другие инстанции с просьбой о создании в рыбном порту свободной экономической зоны с таможенным режимом свободной таможенной зоны за подписью Евдокимова уже отправлены в Москву. За поддержкой проекта губернатор намерен обратиться и к министру сельского и рыбного хозяйства Алексею Гордееву, который в ближайшие дня должен приехать в Мурманск.

Но окончательное решение о создании свободной таможенной зоны на территории рыбного порта будет приниматься правительством России.

Наталья ГРЕЧИНА

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.08.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня