27.10.2004 / Экономика

И "СОЛОМА" ХОРОШО ЕДОМА, ЕСЛИ ОНА - ПУТАССУ

Около двух тысяч тонн путассу выловил за минувший рейс экипаж судна Мурманского губернского флота "Призыв" под командованием капитана Владимира Рудя. И хоть называют любители трески да семги подобную рыбу панибратски - "соломой", но согласиться с этим рыбаки никак не могут. В пору тотального дефицита квот дешевая, поистине народная рыбка - путассу служит большим подспорьем как для флота, так и для небогатых жителей Мурмана.

В РЕЙС "Призыв" вышел накануне большой даты - 21 июня, как раз в ночь на 22-е. И рыбалка сложилась нервная, трудная и неровная, словно бы на поле боевых действий побывали. Поначалу везло: ФАР (Федеральное агентство по рыболовству) выделило дополнительную квоту сельди, ее рыбаки "Призыва" выбрали в открытой части Атлантики. Но потом судно перебазировали к югу, чтобы поработать на путассу в открытой части Норвежского моря, и там обстановка осложнилась: с трудом вытягивали дневную норму. Однако добыли в общем немало. Затем перебежали в район смешанного промысла путассу и скумбрии.

И вот тут началось маневрирование уже на грани фола. "Призыв" вел рыбалку в районе, где смешивались два стада - скумбрии и путассу, и надо было не только точно отыскать местонахождение именно общего косяка (поскольку скумбрия прилов весьма ценный, она в четыре раза дороже путассу), но и не перейти опасную грань в 49 процентов. Именно такой допускается прилов скумбрии в общем количестве поднятой на палубу рыбы. То есть надо было и капитал приобрести, и невинность соблюсти. Причем последнее сделать было непросто: чисто интуитивно, опираясь на хороший промысловый опыт, капитану Владимиру Рудю удавалось, словно бы сквозь толщу вод угадать и определить качественный состав косяка. Правда, в этом ему существенно помогала новейшая электронная поисковая аппаратура.

- Перебрать скумбрии было никак нельзя, - подчеркивает он, - норвежский фиш-контроль был начеку, проверки морской инспекции следовали одна за другой и длились порой по три-четыре часа. А там народ дотошный - и в трюм не поленятся слазить, и за борт из трюма потребуют не раз и не два рыбу поднять, чтобы замеры сделать. Но ничего - обошлось без нареканий.

Кстати, и свой профессиональный праздник - День рыбака - команда "Призыва" встретила, не расслабляясь: на судно нагрянула очередная проверка. И только когда инспектора покинули борт, рыбаки вспомнили о "красной" дате. В голове мелькнуло: "День-то сегодня какой!" - а отмечать было недосуг, пора было ставить очередной трал...

После всех этих гонок (и путассу, и скумбрия - рыба скоростная, но "Призыву" эти морские "бега" были по силам, двигатели на судне новые, да и стармех - Владимир Пластунов в машинном отделении дневал и ночевал) судно перешло в норвежскую зону осваивать оставшуюся сельдяную квоту. А выбрав ее до донышка, вновь отправилось гоняться за путассу. И набрав последний в рейсе груз, что называется, "под завязку", отправилось к родному причалу. В Мурманск "Призыв" доставил 300 тонн путассу и 50 - сельди. А также - рыбий жир и рыбмуку. И к окончанию рейса у "Призыва" оказался лучший результат из всех работающих в этом районе промысла однотипных с ним судов. Не зря, наверное, это - головной корабль губернского флота, ведь именно он в марте 1999 года открыл рыбалку нового на Мурмане предприятия.

ЭТОТ рейс был сложным - в этом мнении единодушно сошлись и капитан, и генеральный директор МГФ Станислав Никаноров. Разные объекты промысла, когда перестраиваться приходилось буквально на ходу, разная тактика, подходы... Но успешный в целом рейс был бы невозможен, если бы не взаимовыручка экипажей других судов МГФ и постоянный контроль, и помощь берега, пристальное внимание руководства флота. И конечно, помогла крепкая сплоченность экипажа "Призыва". Буквально не щадили себя в сложных буднях такие как 2-й помощник капитана Петр Нестеренко, стармех Владимир Пластунов, 2-й механик Вадим Носов, рефмеханик Николай Павленко, мастер обработки Игорь Чайковский, матрос Алексей Гущин, машинист РМУ Игорь Романюк. А старший повар Сергей Пряхин невзирая на шторма исправно обеспечивал всех ароматным борщом и фирменной ухой.

Капитан, которого я попросила назвать лучших из лучших, долго перечислял, а потом запнулся. "Да можно весь экипаж в передовики записать, - выразил свое мнение, - и не ошибешься".

Хорошо, когда так. Впрочем, уже при формировании губернского флота первое, на что сделал упор Станислав Никаноров, были именно кадры. Они подбирались очень тщательно и потом буквально просеивались в рейсах. В результате путем жесткого отбора остались самые лучшие, те, кто не кричит о том, что ему "положено", а работает с полной отдачей, чтобы заработать и для флота, и для семьи. Соответствующее отношение к кадрам и у руководства флота. Ни на одном из СТМ (средних морозильных траулеров) Северного бассейна, а именно такие суда в МГФ, нет столь комфортабельных условий, как на "губернских". И это отмечают все моряки, пришедшие из других фирм сюда работать. О людях здесь заботятся и делают все для того, чтобы те в свою очередь заботились о своем корабле и тех, кто на берегу. Ведь губернский флот для того и был создан, чтобы снабжать рыбой именно родной мурманский берег.

Более 78 тысяч тонн различных видов рыбы выловлено его моряками за пять лет существования, из них 71 тысяча привезена на родной причал. А в бюджеты всех уровней за эти годы выплачено 156 миллионов 381 тысяча рублей. Вклад в экономику родного региона весомый. И что особенно отрадно, ремонтируются и модернизируются губернские суда исключительно на мурманской земле, загружая работой береговые предприятия.

В минувшие выходные "Призыв" вновь отправился на промысел. На смену Владимиру Рудю пришел постоянный вот уже 14 лет капитан этого судна - Валерий Бовкун. Сейчас корабль вышел на промысел донных видов рыб. Счастливой ему рыбалки, ведь в конечном счете от удачных рейсов Мурманского губернского флота выигрываем в первую очередь мы, жители исконно рыбацкого Мурмана.

Хотя, сказать по правде, донной квоты осталось всего на двадцать дней, если работать всем флотом. "А на сайку, скорее всего, корабли не пойдут, - говорит генеральный директор МГФ Станислав Никаноров. - Ведь цены на топливо поднялись по сравнению с прошлым годом на 30-35 процентов. Плюс плата за квоту сайки - по 200 рублей за тонну. А цена продаж осталась на уровне прошлого года. Поэтому, как ни старайся, убыток от промысла просматривается весьма ощутимый".

Глава МГФ краски не сгущает. Ведь и спрос на сайку в прошлом году был ограничен, не желают торговцы рыбой утруждать себя работой с дешевой продукцией: хлопот много, а навар небольшой. Куда проще продать тонну сельди и получить ту же прибыль, что с десяти тонн сайки. Вот и нет ее в большинстве торговых точек города и области. Хотя в прошлые годы, даже при наличии больших объемов других объектов промысла - мойвы, хека, макроруса, сайка расходилась в короткие сроки, по более высокой цене и в большом количестве. Рядовой потребитель полярную тресочку брал охотно. Однако все течет, все меняется...

На снимках: корабль сдал - корабль принял; два капитана "Призыва" Валерий Бовкун и Владимир Рудь (слева направо); идет выгрузка; шеф-повар Сергей Пряхин знает, как много зависит от вкусной ухи.

Нина АНТОНЯН

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.10.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня