14.10.2005 / Экономика

ХОЧУ ТЕБЯ, РЕМОНТ ВНЕЗАПНЫЙ!

"Если смерти, то мгновенной, если раны - небольшой..." Этого в песне желали бойцу, уходящему на войну. Похоже, скоро отечественные судовладельцы будут желать друг другу что-то вроде: "Ну, дай тебе бог, если ремонта за границей, то внезапного!" Только такие ремонты, считают отечественные стражи шлагбаума, не должны облагаться таможенными платежами...

Российский флот, к сожалению, стареет. А с возрастом - в этом суда мало чем отличаются от людей - то тут прихватит, то там занеможется. И часто оказывается, что ремонт удобнее провести за границей. Во-первых, качество услуг там по многим видам работ выше. Во-вторых, сроки поставки запчастей короче. Дело в том, что запчасти нужны импортные, так как суда у нас в основном иностранной постройки.

Но долгое время была в заграничном ремонте одна закавыка. При возвращении судна домой приходилось вносить в казну таможенные платежи в размере 25 процентов от стоимости проведенных работ: 5 процентов составляла таможенная пошлина, остальные 20 (тогда его ставка была такой) - НДС. В абсолютных цифрах суммы доходили до десятков и даже сотен тысяч долларов. Поэтому отремонтированные вдали от родных берегов суда по возможности в отечественные порты больше не возвращались.

Потом ситуация изменилась. В июле 2001 года вышло постановление Правительства России № 517 "О временном ввозе (вывозе) транспортных средств". Спустя год - распоряжение Государственного таможенного комитета РФ № 419-р "О таможенном оформлении судов торгового мореплавания, помещенных под таможенный режим временного ввоза/вывоза".

С той поры платить нужно было лишь в случае модернизации или переоборудования судна. То есть когда изменились его конструкция, функциональное назначение, улучшились технико-эксплуатационные характеристики. Например, если корпус удлинили или сухогруз переделали в танкер.

С 1 января 2004 года вступил в силу новый Таможенный кодекс, в котором победа судовладельцев была закреплена. По крайней мере, сами они считали именно так. Пункт 1 статьи 276 ТК РФ "Обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств" гласит, что таможенные пошлины и налоги уплачиваются, если транспортное средство подверглось за пределами РФ "переработке", за исключением "операций по ремонту, техническому обслуживанию и других подобных операций, необходимых для обеспечения его сохранности и эксплуатации, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза".

В принципе, под это определение попадает практически любой ремонт. Ведь даже после капитального судно не становится больше, мощнее или быстрее. Но таможенники и здесь смогли найти свое толкование.

Холодком прежних порядков потянуло с востока. С прошлой осени в Арбитражный суд Камчатской области стали поступать жалобы рыбодобывающих компаний на взимание местной таможней платежей за заграничный судоремонт. Следует заметить, что суд встал на сторону рыбаков.

Тем не менее Дальневосточное таможенное управление распространило среди подведомственных ему таможен письмо "О предоставлении льгот в отношении морских судов, временно вывезенных с таможенной территории РФ", датированное 28 июня 2005 года. Этот пространный документ содержит несколько лирических отступлений о необходимости защиты отечественного судоремонта. Проблема, конечно, важная. Но таможенному ли ведомству определять, интересы какой отрасли следует ставить во главу угла? Вообще-то для решения таких вопросов в России существуют Госдума и Правительство.

Фактическая же часть письма сводится к следующему: платить пошлину и НДС за ремонт не нужно лишь при условии, что необходимость в нем возникла внезапно, уже во время рейса, он не планировался судовладельцем заранее и без него судно просто не смогло бы дойти до родных берегов.

Затем в бой ввязалась наследница ГТК - Федеральная таможенная служба. В ее недрах родилось письмо от 1 сентября 2005 года "О таможенном оформлении транспортных средств". Оно адресовано начальникам региональных таможенных управлений. Под льготный режим в нем также попадает лишь ремонт, который не мог быть запланирован до временного вывоза транспортного средства. То есть речь идет все о той же внезапности.

Ну, насчет внезапности ремонтов - тут можно и пофантазировать. Скажем, вы приводите судно в загранпорт, берете большой гвоздь и тайком выскребаете на борту нехорошее слово. Чем не внезапная причина для полной покраски корпуса? Нужно маршевый двигатель заменить - берете кувалду, спускаетесь в машинное отделение...

Ситуацию, когда из-под действия пункта 1 статьи 276 ТК РФ выводятся все плановые ремонты, начальник службы экспортно-импортных операций и таможенного оформления Мурманского морского пароходства Владимир Цендровский считает несправедливой для судовладельцев:

- Сроки временного вывоза транспортных средств не ограничиваются. Морские суда могут годами работать вдали от родных берегов. При этом согласно международным нормам и правилам они в обязательном порядке должны проходить ремонт и освидетельствования Регистром. Из экономических соображений эти работы бывает выгодно провести за границей, на ближайшем судоремонтном предприятии. Понятно, что судовладельцы всегда на уровне намерений планируют подобные операции, исходя из установленных сроков. Но, с другой стороны, они необходимы судну для - цитирую Таможенный кодекс - "обеспечения его сохранности и эксплуатации"...

Строго говоря, все выше упомянутые упражнения таможенников в эпистолярном жанре не являются нормативными документами. Они нигде официально не опубликованы и не прошли регистрацию в Минюсте. Это всего лишь частное мнение отдельных должностных лиц.

Мурманская таможня пока не приняла его как руководство к действию. Но повод для беспокойства у местных судовладельцев все равно имеется. Дело в том, что в последнее время идут разговоры о необходимости внесения изменений в Таможенный кодекс. В недрах ФТС уже подготовлены сто страниц поправок. А значит, взимание весьма существенных (23 процента при нынешней ставке НДС в 18 процентов) таможенных платежей практически за все ремонты в иностранных портах, кроме аварийных, вполне может быть узаконено.

Отечественному судоремонту это, безусловно, пойдет на пользу. Защита государством своих производителей - дело в международной практике известное. Но стоит ли столь нерыночными методами поднимать конкурентоспособность одной отрасли? Причем явно в ущерб другой, не менее важной? Российские моряки, они ведь тоже наши соотечественники. И их интересы также надо учитывать. А ремонтировать суда в родных портах для них порой экономически невыгодно.

А кроме того, в России пока даже нет для этого достаточных мощностей. Скажем, рыбаки после путины ремонтируются практически в одно и то же время. И отечественный судоремонт вполне может захлебнуться. Возникнут многомесячные очереди. Суда попросту встанут у причалов.

В конце сентября в Москве прошло очередное заседание консультативного совета по таможенной политике при ФТС России. На нем протест против такого развития событий выразил президент Союза российских судовладельцев, член Морской коллегии России Михаил Романовский.

Нужно понимать, простой судна обходится в несколько тысяч долларов в сутки. И если он затянется, владельцы могут просто не снести возникшие расходы. А их разорение или, по крайней мере, резкое ухудшение финансового положения уж точно не пойдет на пользу ни отечественному судоремонту, ни таможенникам, ни государственным интересам в целом.

Игорь ЯГУПОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.10.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
68,223477,651981,353974,5228
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня